Сергей, наша сборная уже готовится к Евро, скоро сыграет товарищеские матчи с Литвой и Францией. Ваш прогноз на эти игры?
Сергей Карасев: Нет, я прогноз давать не буду (улыбается). Это просто не мое дело. Я удачи только пожелаю от всех нас, от арбитров. И чтобы было хорошее судейство.
У нас, получается, сразу две команды летом во Францию едут. Помимо футбольной еще и ваша. Когда начнете готовиться?
Сергей Карасев: Мы уже начали. Узнали об этом в декабре, когда был перерыв в чемпионате, отдохнули и приступили к работе. Я начал подготовку со 2 января, ребята примерно так же. В принципе мы ее и не бросаем никогда, особенно физическую подготовку. У ассистентов есть отдельная программа, помимо физики. Они собираются в своих регионах и на поле моделируют определенного рода ситуации, снимают все на камеру и потом просматривают. Судье с этим сложнее, хотя такое на курсах УЕФА и ФИФА практикуется. Когда мы приезжаем туда, в один из дней они выбирают местную команду юношей, им дают задания - они нарушают правила в штрафной, кто-то кого-то цепляет, по ногам бьют, а мы принимаем решения. Потом на камеру все это снимается и нам показывают, какую лучше позицию занять, разбирают эпизоды. В России же занимаюсь в основном физической подготовкой. И обязательно просматриваю матчи тех, кого буду судить.
Вы ведь за несколько дней только узнаете, кого именно будете судить?
Сергей Карасев: Да, в России мы узнаем во вторник, то есть за 4-5 дней. Хотя российские команды нам хорошо известны, с этим проще.
То есть вам перед Евро надо целые 23 сборные отследить - только на Россию, понятно, не назначат?
Сергей Карасев: Обязательно. Все это на сборах нам покажут, ознакомят с каждой сборной.
Сборы где и когда пройдут?
Сергей Карасев: Первые уже были в январе, перед возобновлением сезона в Лиге чемпионов, Лиге Европы. Сначала ассистенты съездили, после них - мы.
То есть обычно вы готовитесь раздельно?
Сергей Карасев: На моей памяти был только один совместный сбор. В основном ездим по отдельности. Сборы каждый год одинаковые. Приезжаем, на следующий день сдаем тесты.
Тест Купера?
Сергей Карасев: Теста Купера нет уже лет десять. Сдаем так называемый тест ФИФА. Берется круг 400 метров. По сигналу пробегаешь за 30 секунд 150 метров. Следующие 30 секунд идешь пешком 50 метров, восстанавливаешься. Потом повторяешь. И так десять кругов, то есть четыре километра. Когда тест только появился, интервалы для отдыха были длиннее, 45 секунд. Но с каждым годом они сокращаются, а ускорение 150 метров за 30 секунд остается неизменным. На данный момент этот тест все сдают без проблем. Разбуди любого судью, и он тебе эти четыре километра пробежит. За последние десять лет отношение к делу стало профессиональнее, потому что игра ускорилась.
То есть это не пустые слова, что в 70-е годы футбол был медленнее?
Сергей Карасев: Трудно сказать. Тут еще фактор телекартинки: на поле мне кажется, что все быстро происходит, а включишь телевизор, и уже другое впечатление. Что касается судейства, в 70-е годы судьи методически другие позиции занимали. Игра с тех пор эволюционировала. Судейский комитет Международного совета ФИФА по правилам игры с учетом изменений пытается найти для арбитров наиболее оптимальные позиции при ауте, угловых, штрафных. Они отображаются на диаграммах. Меняется футбол, меняются диаграммы.
Какие еще тесты вы сдаете?
Сергей Карасев: Три года назад судейский комитет УЕФА во главе с Пьерлуиджи Коллиной заявил, что тест ФИФА в виду его простоты не дает представления о физической форме арбитра. И ввел тест Йо-йо. Он устроен по принципу игрушки с аналогичным названием, которую кидаешь, а она возвращается. Здесь то же самое. Дается сигнал: 20 метров - ускорение, разворачиваешься, бежишь обратно. Десять секунд пауза. С каждым разом промежуток между сигналами сокращается и тебе нужно увеличить скорость, чтобы успеть пробежать дистанцию. Это итальянский тест, они его давно бегают. А нам поначалу было очень тяжело, но сейчас вроде все бежим. Тест реально сложный: даже если хорошо готов, нет уверенности, что все пройдет хорошо. Мало ли, не выспался или что-то еще.
С учетом событий последних нет опасений во Францию лететь?
Сергей Карасев: Мы с ребятами на эту тему еще не разговаривали, но жизнь стала страшной. При этом, конечно, мы полетим. Опасения? Есть судьба. Не знаю, что еще сказать.
Вам будут давать дополнительные инструкции, допустим, как действовать при форс-мажорной ситуации?
Сергей Карасев: Думаю, что будут. Хотя программу четкую мы еще не получили. Пока только знаем, что будем бегать, сдавать тесты разные. Ассистенты - свои, главные арбитры - свои.
Сколько человек войдет в вашу бригаду на Евро?
Сергей Карасев: Шесть человек. Антон Аверьянов, Тихон Калугин - это ассистенты. Сергей Лапочкин и Сергей Иванов - судьи за воротами. И есть еще резервный ассистент, опытнейший Николай Голубев из Санкт-Петербурга.
Сейчас одна из главных спортивных новостей - допинг. Бывает ли он у судей?
Сергей Карасев: Я не знаю.
Мельдоний не пробовали?
Сергей Карасев: Честно говоря, только после известных новостей в первый раз услышал о таком препарате. Кроме витаминов, насколько я знаю, ребята ничего не принимают. Витамины и перед играми энергетические напитки, чтобы быть сконцентрированным. Это не всем, наверное, подходит, но я перед играми, чтобы взбодриться, принимаю. Я человек по натуре флегматичный, и мне это нужно. Больше ничего об этом не слышал, на допинг нас не проверяют. Мы же сами с собой соревнуемся (улыбается).
Наши читатели интересуются, с чем было связано десятилетнее отсутствие российских судей на крупных турнирах. Не в политике ли дело?
Сергей Карасев: Думаю, что не в ней. Мне кажется, и об этом много говорили, произошел провал: за Валентином Ивановым, который судил на ЧМ-2006, не успели никого подготовить. Сейчас мы, наконец, получили возможность работать на большом турнире. Это для нас ответственность и радость.
Полный текст беседы с Сергеем Карасевым читайте в одном из ближайших номеров "РГ"