24.03.2016 00:02
    Поделиться

    Шеваров: Нашу привязанность к Саврасову можно высказать только стихами

    Алексей Кондратьевич Саврасов писал пасмурные, слякотные деньки, раскисшие дороги, слабые огни глухих деревень. Эстеты еще в ХIХ веке сетовали на то, что в саврасовских картинах нет ничего привлекательного. Но вот уже больше ста лет люди приходят в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть грачей, что прилетели в село Молвитино (ныне это поселок Сусанино Костромской области) и расселись на старых березах.

    И поэты из всех выдающихся полотен почему-то выбирают именно саврасовских грачей. Нет в русской живописи другой картины, которая бы так часто являлась в поэзии. Очевидно, нашу привязанность к Саврасову можно высказать только стихами, как только в стихах можно выразить первую любовь, нахлынувшую вместе с сырым мартовским ветром. Замечательно сказал о картине "Грачи прилетели" мой старший товарищ, журналист и поэт Ким Смирнов: "Тут кончается живопись и начинается великая русская поэзия..."

    В моей юности был такой фильм - "Сто дней после детства". Там вожатый в пионерлагере показывает ребятам на экране слайд с Джокондой и просит их подумать над загадкой этого портрета. А ребята не видят ничего загадочного: ну сидит себе женщина, улыбается. Вожатый убеждает: думайте, вглядывайтесь, ведь сотни лет люди ломали головы над таинственной улыбкой Джоконды...

    Когда мы писали в школе изложение, учитель не требовал от нас что-то разгадывать у Саврасова. Он просто прикреплял репродукцию повыше, чтобы и с последней парты были видны грачи, и говорил: "Напишите про весну..." И мы вздыхали над тетрадкой, грызли ручки, поглядывая то на картину, то на соседку по парте, то за окно, где росли такие же березы, как у Саврасова.

    Правда, не было за нашим школьным окном такого храма, как на картине, и не звенели колокола, но звенели трамваи. И звон этот был вешним и свежим, совершенно саврасовским.

    Зимой ведь трамваи почему-то не звенят. Они начинают звенеть в конце марта, когда грачи прилетают.

    Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru

    Три стихотворения об одной картине

    Стояли они у картины:

    Саврасов. "Грачи прилетели".

    Там было простое, родное.

    Никак уходить не хотели.

    Случайно разговорились,

    Поскольку случилась причина.

    -Саврасов. "Грачи прилетели"-

    Хорошая это картина.

    Мужчина был плохо одетый.

    Видать, одинокий. Из пьющих.

    Она - из не больно красивых

    И личного счастья не ждущих.

    Ее проводил он до дома.

    На улице было морозно.

    Она бы его пригласила,

    Но в комнате хаос и поздно...

    Давид Самойлов, 1960-е

    * * *

    ...Как в гостиницах

    Шишкинские канители

    Этих сосен и елей

    Развес и наклон,

    Так сегодня - Саврасов,

    "Грачи прилетели"

    Наштампован в апреле

    И в жизнь проведен.

    Он бросает готовое,

    Птиц не осилив.

    Ветки долго пустуют

    Под небом нагим.

    Но приходит на помощь

    Художник Васильев

    И рисует грачей

    Одного за другим.

    То слетаются, то

    Разлетаются тучей,

    Обживая вне рамы

    И в раме жилье.

    И бросается гвалт,

    Этот гомон летучий,

    То ль в окно мастерской,

    То ль из окон ее.

    Белый храм, над которым

    Грачиная давка,

    То к глазам подплывает,

    То, как по ветру, - вспять.

    То, что надпись над ним

    "Керосинная лавка"

    То является, то

    Исчезает опять.

    Тают черные сучья

    И синие вены.

    Но, Творец, а художники?

    Где же они?

    Беспорядок, беспамятство...

    Благословенны

    Эти первые ночи

    И первые дни!

    Владимир Соколов, 1967

    * * *

    В гостинице, в номере "люкс",

    Сижу, завываю, как люпус,

    И на передвижников злюсь:

    Зачем увеличивать скуку?

    Как славно написана рожь,

    Как вольно она колосится!

    Как жаль, что сюда не войдешь

    В обнимку с молоденькой

    жницей.

    Ты только что встал

    на постой,

    Прилег на казенной постели -

    Приходит Саврасов седой,

    Грачи, говорит, прилетели.

    Алексей Решетов, 1970

    Поделиться