По его словам, эти люди изначально не имели права обращаться в международный суд с иском. В настоящий же момент все-таки принятое Гаагским судом решение, по словам Маркина, не подлежит исполнению. "Ни компании "Халлей Энтерпрайзис Лимитед", "Юкос Юниверсал Лимитед", "Ветеран Петролеум Лимитед", ни сам Михаил Ходорковский не вносили никаких инвестиций в ЮКОС. Потому как первоначально акции нефтяной компании были похищены. Поэтому указанные компании не являются инвесторами и не имели права обращаться с иском в Гаагский международный арбитраж в связи с нарушением их прав как инвесторов", - пояснил представитель СК РФ.
Он уточнил, что при обращении в арбитраж была нарушена процедура, и, соответственно, данное решение суда не подлежит исполнению.
Маркин пояснил, что, по данным следствия, приватизация ЮКОСа в 1995 году была проведена с нарушениями конкурентного и антимонопольного законодательства. "Тогда для участия в инвестиционном конкурсе и залоговом аукционе команда Ходорковского представила фактически принадлежащие ему ЗАО "Лагуна" и ЗАО "Реагент", обманывая при этом, что эти общества являются самостоятельными юридическими лицами. В конкурсе и аукционе победила "Лагуна", однако оплата за акции была произведена за счет средств акционерного банка Менатеп, основным источником которых являлись средства клиентов и вкладчиков", - рассказал представитель следственного ведомства, отметив, что у "Лагуны" собственных средств не имелось.
Вместе с тем Менатепу оплаченные за акции деньги возвращены так и не были. Более того, спустя несколько лет этот банк обанкротили, отметил Владимир Маркин. То есть акции были получены Ходорковским безвозмездно, на чужие деньги, другими словами фактически похищены", - указал официальный представитель СК РФ.
Следствию также удалось выяснить, что Ходорковский, приобретя акции ЮКОСа по заниженной стоимости, так и не внес на развитие нефтяной компании инвестиции в размере 350 млн долларов США, которые обещал осуществить. "Для того, чтобы запутать следы и исключить возможные риски по признанию сделок с акциями ЮКОСа незаконными, акции неоднократно переоформлялись сначала между российскими юридическими лицами, а затем, видимо, из-за опасения того, что в России эти махинации будут раскрыты, было решено переоформить эти акции на зарубежные компании", - отметил Владимир Маркин.
В конечном итоге, по его словам, владельцами акций ЮКОСа стали компании "Халлей Энтерпрайзис Лимитед", "Юкос Юниверсал Лимитед" и "Ветеран Петролеум Лимитед", зарегистрированные на Кипре и острове Мэн. "Все эти компании были также подконтрольны Ходорковскому, и оплата за акции отражалась лишь в документах для видимости, а фактически отсутствовала", - сказал представитель СК.
"Хочу задать один простой вопрос: зачем добропорядочному покупателю, исправно оплатившему стоимость того или иного товара, постоянно переоформлять его на других лиц, фактически оставляя товар у себя дома? Какие цели может преследовать такой приобретатель?" - заявил представитель Следственного комитета РФ.
По словам Маркина, у следствия есть показания свидетелей - директоров компаний. Они подтверждают, что не имели никакой самостоятельности, а лишь выполняли указания собственника о том, как распорядиться акциями, и что они просто передавались от одной компании другой.
Резюмируя, Владимир Маркин сказал, что Ходорковский, практически даром получив акции у государства, а фактически - украв их, сегодня теперь уже с помощью международных судов пытается провернуть свою очередную аферу в надежде получить от государства - от нас с вами - еще 50 млрд долларов, хотя аппетиты были и на все 100.
Отметим, что сегодня также стало известно, что срок следствия по "основному делу ЮКОСа", возбужденному марте 2003 года, продлен до июня 2016 года. В декабре прошлого года СК РФ объявил, что Главным следственным управлением СК расследуется уголовное дело в отношении бывших основных акционеров и руководителей ЮКОСа по факту хищения ими нефти дочерних нефтедобывающих предприятий ЮКОСа и ее реализации, а также легализации денежных средств, вырученных от реализации похищенного (ч. 3 ст. 160, ч. 3 ст. 174.1 УК РФ).