Новый "высокий сезон" российская авиаотрасль встречает снижением стоимости билетов на наиболее популярных направлениях. И причина здесь не только и не столько в разнообразных рутинных неурядицах - от колебания курсов валют до обусловленного политическими пертурбациями падения турпотока. Авиакомпании вынуждены конкурировать за пассажиров с лоукостерами, которые предлагают те же направления, но по более привлекательным ценам.
Согласно исследованию, проведенному аналитиками сервиса Aviasales по заказу РБК, на протяжении нынешнего туристического сезона тарифы большинства отечественных перевозчиков будут очень близки к ценам "Победы" (на данный момент - единственного российского лоукостера). Например, средняя стоимость билетов бюджетной "дочки" Аэрофлота из Москвы до Сочи, Анапы, Геленджика на июнь-август составляет сегодня 13,6 тыс. руб. Столько же с пассажира на этих направлениях возьмет UTair, а перелет "Уральскими авиалиниями" обойдется всего на 800 рублей дороже. Указанные тарифы включают в себя перелет "туда-обратно" и не учитывают плату за провоз багажа.
Конечно, это снижение носит сезонный характер и продолжится только на время массовых отпусков. В прочие же периоды года, говорят представители "Победы", тарифы компании стабильно оказываются в среднем на 20-25% ниже, чем у классических перевозчиков. Однако раньше этот разрыв был все же существенно больше. Когда "Победа" только выходила на рынок, разница в цене билетов с конкурентами составляла 35-45%. Фактически компания, в парке которой всего 12 самолетов, вынудила куда более крупных участников рынка играть по новым правилам.
Сближение цен обычных авиакомпаний и лоукостеров в пользу последних не является чисто российским феноменом - это сложившийся мировой тренд. Тон в авиатарифах сегодня задает именно сегмент low-cost, где ради низких цен на билеты оптимизируется буквально все, кроме безопасности полетов. В первую очередь это касается издержек на содержание и ремонт самолетов - все лоукостеры пользуются только новыми воздушными судами и только одного типа.
"С точки зрения лоукостера ему нужны самолеты новые, чтобы минимизировать расходы. И главное - минимизировать простой, чтобы не было отказов, из-за которых самолет не полетел. Основной эффект лоукоста достигается при интенсивных полетах", - отмечает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий.
Другая важная статья экономии - аэропортовое обслуживание. Большинство европейских бюджетных авиакомпаний использует второстепенные площадки, где поток пассажиров меньше и тарифы ниже. Впрочем, в российских условиях это не работает. Неразвитая аэропортовая сеть не позволяет "Победе" использовать эту опцию. "Если бы появился второстепенный московский аэропорт со значительно более низкими ставками за обслуживание и хорошей транспортной доступностью, то "Победа" снизила бы еще больше свои тарифы и увеличила бы количество билетов по минимальному тарифу", - отметили в лоукостере. Зато компания сумела сэкономить на топливе, демонтировав кухонное оборудование (питание на ее бортах не предоставляется). За счет уменьшения веса на целую тонну ее самолеты тратят меньше авиакеросина.
Наконец, низкий тариф достигается за счет высокой эффективности работы. Лоукостеры много летают, ведь чем больше самолет проводит времени в воздухе, тем ниже стоимость одного летного часа. В этом смысле "Победа" добилась впечатляющих результатов, в том числе за счет скоростного разворота в некоторых аэропортах - он занимает всего полчаса. Не в последнюю очередь это достигается за счет правил провоза ручной клади: ограничения стимулируют пассажиров путешествовать налегке. За счет этого их посадка на борт или высадка в аэропорту занимает всего 7 минут.
Однако основным преимуществом лоукостеров все-таки является экономическая модель, в соответствии с которой компания продает все услуги по отдельности. Пассажиру предлагается своеобразный конструктор цен, выбирая или отказываясь от различных элементов которого тот может сформировать наиболее подходящий ему по соотношению цена/качество вариант. Большинство клиентов бюджетных перевозчиков предпочитают разумно экономить, ограничивая себя во второстепенных сервисах, но серьезно выигрывая в цене. При этом практика западных лоукостеров такова, что билет с полным набором услуг у них оказывается даже дороже эконом-класса классических авиакомпаний, предоставляющих такой же или близкий уровень сервиса.
В базовый тариф российской "Победы" тоже входят только перелет, провоз багажа в багажном отсеке до 10 кг и провоз личных вещей, регламентированный перечнем Федеральных авиационных правил, в салоне самолета. Все остальные услуги (дополнительный багаж, выбор специального места, приоритетная посадка и другое) оплачиваются отдельно и только в том случае, если они действительно нужны пассажиру.
"Лоукостер - это известный в мире формат, и очень хорошо, что его наконец-то подняли и в России, - отмечает доктор экономических наук профессор Никита Кричевский. - Тут хочешь не хочешь - ценовая конкуренция обостряется. Другие авиакомпании начали снижать цены, для них это путь к выживанию".
Востребованность низкобюджетных перевозок, помноженная на экономические сложности, заставляет конкурентов перенимать опыт лоукостеров. Вслед за "Победой" многие российские авиакомпании начали предлагать невозвратные тарифы, оптимизировать свои авиапарки, превращая их в монотипные, и иными способами сокращать издержки. Также появились новые классы обслуживания с минимальным набором услуг. Например, в конце прошлого года у S7, "Уральских авиалиний" и UTair появились тарифы "без багажа". В целом же с декабря 2015 года по настоящее время средняя стоимость авиабилетов на внутренних направлениях снизилась на 20%.
Помимо очевидной пользы для потребителя, для которого авиаперелеты становятся все более доступными, у нынешней ценовой войны есть и обратная сторона. Любое снижение стоимости билетов в такой низкомаржинальной отрасли, как авиаперевозки, должно происходить исключительно за счет разумной экономии и снижения издержек. В любом другом случае получается демпинг, разоривший в свое время не только предшественников "Победы" по формату low-cost ("Авианову" и SkyExpress), но и такого гиганта, как "Трансаэро".
"Демпинг опасен плохим результатом для авиакомпании и прекращением ее деятельности. Компаниям нужно вкладывать деньги в развитие, в лизинг, в персонал, в безопасность. Поэтому компаниям, которые работают на плохой норме прибыли, будет крайне сложно выживать", - предупреждает вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. По его мнению, чтобы этого избежать, российские авиакомпании будут укрупняться и оптимизировать свою маршрутную сеть.
"Опасность скатиться к демпингу и вырастить себе проблемы на этом пути, безусловно, есть, - признает профессор Кричевский. - В любом случае авиаотрасль должна находиться под пристальным вниманием государства в связи с тем, что это стратегическая отрасль, направленная на соединение различных географических регионов России в единое целое".
Российский лоукостер задал темп всей отечественной авиаотрасли. За год полетов "Победы" компания не раз добивалась рекордов по многим показателям. Так, в штате компании числится всего около 600 человек. В мировой практике лучшим показателем считается, если авиакомпании удается обслужить 1 млн пассажиров на 1000 сотрудников. "Победа" перевезла в 2015 году 3 млн пассажиров. Кроме того, российский лоукостер достиг лучших показателей по продажам через Интернет: 69% продаж осуществляется через собственный сайт компании. Низкобюджетный перевозчик стимулирует пассажиров бронировать билет на сайте, предлагая самые низкие цены на перелет и дополнительные услуги только на сайте, чтобы сократить затраты на содержание точек офлайн-продаж.