Российские компании постараются как можно скорее перенять этот опыт, сообщили "Российской газете" в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), уточнив, что наши производители всегда следят за инновационными разработками за рубежом, которые можно было бы применить и у нас - ездят на выставки и форумы, посвященные ретейлу. Эксперты прогнозируют, что технологию "умной" упаковки, скорее всего, введут в ЕС оперативно, за 2-3 года.
С инициативой ввести "сигнальную" упаковку выступил минсельхоз ФРГ. Его глава Кристиан Шмидт заявил, что планирует вместо "минимального срока хранения", который печатается на упаковках сейчас, указывать "максимальный срок годности" продуктов. Ведь информация о сроке хранения в ФРГ носит рекомендательный характер.
Ушлые производители приняли такую форму информации о свежести продукта, чтобы иметь возможность производить и сбывать как можно больше товара. Минимальный срок хранения лишь гарантирует, что продукт сохраняет цвет, запах и вкус. Большинство продовольственных товаров не превращаются на следующий день в непригодную для еды массу, напротив, их можно использовать в питании намного позже.
"Мы выбрасываем громадное количество продовольствия, потому что производители без нужды предусматривают слишком большие заделы безопасности", - разъяснил министр. Но это проблема не только развитых стран, но и развивающихся, таких как Россия.
"Если посмотреть статистику по структуре бытовых отходов в Москве, то окажется, что в день каждый человек выбрасывает около полутора килограммов еды, - говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. - Введение "умных" упаковок снизит объем пищи на выброс, но пока неясно, в какую цену встанет это новшество".
Эксперт опасается, что это может оказаться очень дорогим удовольствием. В качестве примера он приводит расчеты Российской ассоциации производителей контрольно-кассовой техники о том, сколько будет стоить модернизировать один кассовый аппарат для передачи данных о каждом пробитом чеке в Федеральную налоговую службу (законопроект уже принят Госдумой в первом чтении).
Таких устройств по стране - около миллиона штук, на каждое придется выделить 25 тысяч рублей. При товарообороте в размере около 12 триллионов рублей рост цен в магазинах из-за новой системы может составить полпроцента, говорит Петр Шелищ. С другой стороны, повысится собираемость налогов, а бизнес будет работать прозрачнее.
А во сколько обойдется потребителю в России введение "умной" упаковки? "Думаю, это будет еще дороже, а значит, и на росте цен откликнется существеннее - в пределах одного-двух процентов. Надо последить за введением директивы в Евросоюзе: если окажется, что это дешево, то, несомненно, плюсов больше, чем минусов", - заключает он.
Само по себе предложение минсельхоза ФРГ звучит интересно, в первую очередь для потребителя, считает исполнительный директор АКОРТ Андрей Карпов. "На практике такую идею еще никто не реализовывал, в том числе в России. Но если она возымеет успех, то в любом случае распространится на близлежащие страны. У нас для внедрения "умной" упаковки придется менять законодательство в части требований к содержанию упаковки, - замечает собеседник "РГ". - Удобнее всего было бы распространить такую технологию на скоропортящиеся товары, в том числе на "молочку", и на пищу с максимальным сроком годности до одного месяца".
По оценкам Андрея Карпова, на этапе внедрения технология может оказаться чересчур дорогой, поэтому ее, скорее всего, применят к дорогим товарам типа премиум сегмента, чтобы разница в цене продукта до и после внедрения технологии была нечувствительной. Чем глубже будут внедрять "умные" упаковки, тем ниже будет себестоимость инноваций, и уже тогда ее можно будет найти на прилавке с продуктами эконом-сегмента. "Потребителям такое новшество придется впору, ведь у нас население любит такие изменения", - подытожил Андрей Карпов.
На Западе есть несколько определений, касающихся сроков употребления продуктов, - best before ("минимальный срок хранения", то есть рекомендуется съесть пищу до этого срока, так как его вкус или цвет сохраняются в этот период лучше всего, но можно употребить и позже) и use by ("максимальный срок годности", то есть употреблять в пищу продукт опасно для здоровья по истечении указанной даты).
Директива ЕС от 2000 года гласит, что дата минимального срока хранения пищевого продукта - это дата, до которой он "сохраняет свои специфические свойства при надлежащем хранении". Формально это и есть best before. А если продукт считается скоропортящимся, то следует использовать обозначение use by.
В российском законодательстве схожие правила указания сроков хранения и годности продуктов питания. К примеру, на пачке орехов или банке меда будет написан срок хранения, а на йогурте или упаковке рыбы без консервантов - срок годности. Различие между такими группами товаров заключается в том, что скоропортящиеся продукты животного и растительного происхождения содержат много влаги, за счет чего эта среда становится привлекательной для жизнедеятельности микроорганизмов и активации ферментов. Они-то и приводят продукт к быстрой порче.
Также на Западе есть понятие shelf life - гарантийный срок хранения и транспортировки продукта в упаковке поставщика. В этом случае указывается дата изготовления товара. Минсельхоз ФРГ потребовал, чтобы вместо срока хранения на упаковках молока и ветчины уже сейчас указывался срок годности, а на таких продуктах, как соль или сахар, должна, по его словам, как раз стоять дата изготовления.
В России недобросовестные торговые сети борются с уничтожением просроченных продуктов, используя именно этот термин. Они повторно замораживают скоропортящиеся продукты, например рыбу, и наклеивают свежую этикетку, что трактуется в РФ как незаконное увеличение срока реализации. Согласно КоАП, штраф за подобные нарушения может составить до миллиона рублей.
Владельцы же сетей продовольственных супермаркетов в ФРГ ничего не боятся больше, чем продавать просроченные или испорченные товары. За сроком годности и свежестью продуктов ведется строжайший контроль, а за нарушение торговым предприятиям в Германии грозят драконовские штрафы и отзыв лицензий.