Новости

28.03.2016 00:49
Рубрика: Экономика

Взгляд на метан

Мегаполисы переводят автобусы на газ
Согласно распоряжению правительства от 13 мая 2013 г. о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива, к 2020 году в российских городах с населением свыше 1 миллиона жителей на газомоторное топливо (ГМТ) должно быть переведено не менее половины парка общественного транспорта и дорожно-коммунальной техники.
Пассажирский автотранспорт на газомоторном топливе меньше загрязняет окружающую среду. Фото: Татьяна Андреева/ РГ Пассажирский автотранспорт на газомоторном топливе меньше загрязняет окружающую среду. Фото: Татьяна Андреева/ РГ
Пассажирский автотранспорт на газомоторном топливе меньше загрязняет окружающую среду. Фото: Татьяна Андреева/ РГ

Для населенных пунктов с более скромной населенностью и ориентиры соответствующие: города с числом жителей от 300 тысяч до миллиона обязаны иметь треть парка на ГМТ, с 100-300 тысячами жителей - 10 процентов ГМТ-транспорта. Для обновления парков предусмотрены субсидии из федерального и местных бюджетов. "Газ в качестве моторного топлива используется более чем в 80 странах мира. С каждым годом мировой парк автомобилей на газе неуклонно растет. Россия обладает 20 процентами всех мировых запасов природного газа, но занимает только 20-е место по использованию автомобилей на газовом топливе. Безусловно, у нас есть все возможности - и ресурсные, и технологические - для того, чтобы занять здесь лидирующие позиции", - считает президент РФ Владимир Путин.

По мнению экспертов, перевод указанного количества общественного и коммунального автотранспорта на газ принесет стране 1 триллион рублей в год благодаря экономии на стоимости топлива (газ гораздо дешевле солярки), снижения вредных выбросов и т.д. Впрочем, попытки перевести автомобили на газ в нашей стране предпринимались и в 1930-х, и в 1980-х годах, но неудачно, поскольку у автопарков вообще и водителей ТС в частности не было в том заинтересованности: на слитой налево солярке можно было неплохо заработать. Газ же в полевых условиях не сольешь. Теперь ситуация другая: дефицита бензина и ДТ вроде нет. Давайте посмотрим, как обстоят дела с переводом на ГМТ общественного транспорта в некоторых городах-миллионниках.

Екатеринбург. За последний календарный год город в два приема получил 87 новых низкопольных автобусов, работающих на природном газе: в августе пришли 58 "МАЗов", в январе - 29 "НефАЗов". В ближайшие месяцы Нефтекамский завод поставит оставшиеся по контракту 18 машин.

Закупку городская администрация проводила по лизинговой схеме. При этом начальная цена аукциона только второй партии автобусов составила 843 миллиона, а конечная - 710 миллионов рублей. Сэкономленные средства направят на закупку еще четырех единиц транспорта.

Все новые пассажирские автобусы окрашиваются в ярко-зеленый цвет. Его горожане выбрали в процессе специального опроса, проведенного на сайте муниципалитета.

- Новые машины имеют современное техническое оснащение. На них производитель установил газовый двигатель с турбонаддувом, промежуточным охлаждением воздуха и автоматическую коробку передач - агрегаты от ведущих мировых компаний, - рассказывает генеральный директор муниципального объединения автобусных предприятий Екатеринбурга Владимир Кайсаров. - Также, по условиям контракта производитель снабдил автобусы датчиками слежения GPS/ГЛОНАСС, сетью беспроводного интернета Wi-Fi, антивандальной системой видеонаблюдения из восьми камер и видеорегистратором. Использование двигателей на ГМТ позволяет нам рассчитывать на экономичный расход топлива и хорошие экологические показатели. Опыт использования автобусов, оснащенных двигателями, работающими на газомоторном топливе, у нас уже есть.

Пока заправку нового автотранспорта обеспечивают два передвижных автогазозаправщика (ПАГЗ) "Титан" объемом пять и десять кубометров. Каждый из них рассчитан на одновременную заправку двух автобусов. Процедура занимает около 20 минут. При этом запас хода экологичного транспорта составляет 700 километров и позволяет производить заправку раз в два дня.

Как сообщили в транспортном комитете городской администрации, наполняют автозаправщики на стационарной заправке в Екатеринбурге. Затем топливо доставляется прямо к потребителю: на территорию автотранспортного предприятия, где "ночуют" новые автобусы, оборудованы специальные площадки. В будущем в городе построят стационарную заправку, сейчас здесь ищут площадку. Всего в ближайшие два года в Свердловской области построят не меньше пяти газозаправочных комплексов. Такая потребность очевидна, ведь уже сегодня более 50 автотранспортных предприятий региона намерены перевести свои машины на голубое топливо.

Новосибирск. Здесь на дороги в прошлом году вышли двенадцать автобусов "НефАЗ-5299", работающие на ГМТ. Для их приобретения, как сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Сергей Титов, мэрии города выделено 6 миллионов рублей из областного бюджета и 28,9 миллиона из федерального. Эту субсидию область получила в 2014 году согласно распоряжению правительства РФ N 2354-р. Муниципалитет на эти цели выделил еще порядка 47 миллионов рублей.

Новые транспортные средства пополнили автобусный парк Пассажирского автотранспортного предприятия N 4 (ПАТП) и вышли на пригородные и городские маршруты.

Ранее специалисты муниципального "ПАТП N 4" совместно с представителями компании "НефАЗ" провели опытную эксплуатацию газомоторного автобуса. Подтвердилось, что его технико-эксплуатационные показатели позволяют использовать модель в регулярных пассажирских перевозках. Есть снижение затрат на перевозку пассажиров, при сравнении с дизельным аналогом. Пусть и незначительное. Важно и то, что транспорт на ГМТ меньше засоряет окружающую среду

Однако для массового внедрения газомоторных автобусов имеется ряд сдерживающих факторов. Как отмечают специалисты, прежде всего это недостаточно развитая сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на территории города. Двух существующих газозаправочных станций, на которых "столуется" общественный транспорт, явно для этого недостаточно.

В то же время перевод общественного транспорта на газ тормозит не только отсутствие должного числа газозаправочных станций, но и дороговизна переоборудования дизельного двигателя под использование газа. В среднем, частному перевозчику это обойдется в более чем сто тысяч рублей. На сегодня износ подвижного состава в Новосибирской области приближается к 60-70 процентам, и многие просто не видят смысла модернизировать старые автобусы. В мэрии считают, что основной упор в развитии наземного общественного транспорта необходимо делать на обновлении подвижного состава, уже оборудованного для использования газового топлива. Правда, каждый из таких автобусов стоит не менее шести-семи миллионов рублей.

Санкт-Петербург. В Северной Пальмире заправку транспорта природным газом обеспечивают 3 автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), две из которых расположены в Сестрорецке и Петродворце. В 2015 году их загрузка составила 12,1 процента. По итогам прошлого года объем реализации природного газа в качестве моторного топлива через действующие станции достиг 4 миллионов кубометров.

В 2016-м в городе будут построены еще три новые АГНКС, а всего в ближайшие годы их должно появиться 25. Проект строительства станций в Петербурге реализуется при поддержке правительства города. Общий объем инвестиций компании в расширение газозаправочной сети Северной столицы составит около 5 миллиардов рублей.

- Проект получил статус стратегического, - отметил в ходе X международной конференции "Автоинвест" вице-губернатор Сергей Мовчан.

Согласно планам, к 2020 году количество газомоторных автобусов и техники ЖКХ в Северной столице составит не менее 50 процентов от общего числа. Пока в городе эксплуатируется 51 автобус на метане. Первые 45 начали ездить по улицам в 2014 году. Еще 6 - в начале 2016-го. Всего в этом же году комитет по транспорту планирует закупить 48 автобусов. Как отмечают эксперты, при переходе на использование газа годовая экономия транспортных предприятий по статье топливо составляет 36 процентов. Кроме того, метан отличает высокая степень экологической безопасности. Количество вредных веществ в выхлопах значительно ниже, чем при использовании дизельного топлива, что в свою очередь снижает уровень загрязнения атмосферного воздуха в Петербурге.

Для городских предприятий немаловажным стало и то, что сегодня в Санкт-Петербурге организации, которые уже перешли или планируют перейти на природный газ, освобождаются от уплаты транспортного налога.

Что касается Ленинградской области, то там сегодня действуют четыре АГНКС, расположенные в городах Тихвин, Тосно, Кингисепп и Каменногорск. По итогам 2015 года объем реализации природного газа в качестве моторного топлива составил 1 миллион кубометров при загрузке до 17,8 процента. В Ленинградской области планируется строительство еще тринадцати новых АГНКС, и первая из них появится в Гатчине в этом году. В целом, программа развития инфраструктуры газовых заправок будет реализовываться до 2023 года.

Инфографика РГ: Марина Пахмутова / Ирина Фурсова
Экономика Транспорт Общественный транспорт
Добавьте RG.RU 
в избранные источники