Среди идей - ввести минимальный образовательный ценз для присяжных, чтобы в судьи из народа брали людей, как минимум закончивших среднюю школу.
Также предлагается ввести штрафы для кандидатов в присяжные заседатели за неявку в суд по приглашению.
Напомним, что сейчас в Госдуме рассматривается президентский законопроект, расширяющий применение судов присяжных в стране.
Проект вводит коллегии присяжных из шести человек в районных судах. В региональных судах коллегии сокращаются до восьми человек. Одновременно расширяется и компетенция судов присяжных: любой обвиняемый в убийстве, как умышленном, так и неумышленном, сможет потребовать судей из народа.
По предварительным расчетам, право предстать перед присяжными получат более 15 тысяч обвиняемых в год.
Свои предложения по развитию судов присяжных разработала и Федеральная палата адвокатов. По данным "РГ", она намерена направить в Госдуму отзыв, в котором будут отражены ее правовые позиции, не вошедшие в указанный законопроект. Большой блок предложений касается процедуры рассмотрения дел в судах присяжных.
Но кроме того, предлагается расширить компетенцию присяжных за счет экономических преступлений. Также, по мнению первого вице-президента ФПА Евгения Семеняко, суд присяжных можно распространить и на ряд гражданских дел, например, касающихся семейного и трудового права. В этих случаях, думает он, в коллегии могло бы быть пятеро присяжных.
"На наш взгляд, это значительно повысило бы качество рассмотрения этих дел", - сказал первый вице-президент ФПА.
Кроме того, необходимо укрепить гарантии независимости адвокатуры. Эти проблемы представителями ФПА рассматриваются в одной связке. Евгений Семеняко подчеркнул, что адвокатура существует не сама по себе, у нее есть важное предназначение - защита свобод и интересов граждан. И чем более защищен в своей профессиональной деятельности адвокат, тем более эффективно он может отстаивать интересы своих заявителей.
Палата предлагает обеспечить достойное вознаграждение адвоката за участие в делах по назначению, ежегодную индексацию размера вознаграждения, повышенную оплату труда адвоката за пределами рабочего времени. Адвокат в уголовных делах по назначению суда или следствия должен получать "не менее 700 руб. за один час работы", считают эксперты палаты. При этом ФПА согласна на альтернативный вариант - повышение базовой ставки вознаграждения с 550 рублей до 3000 рублей за день участия в делах по назначению.
Что же касается процедуры рассмотрения дел, то предлагается запретить очернять подсудимого перед присяжными. Все некрасивые факты, не имеющие непосредственного отношения к делу, не должны звучать в суде.
"Данные о личности подсудимого исследуются с участием присяжных заседателей лишь в той мере, в какой они необходимы для установления отдельных признаков состава преступления, в совершении которого он обвиняется", - поясняют эксперты палаты. Зато защита будет вправе представить присяжным доказательства, характеризующие личность подсудимого, то есть все лучшее, что найдут в нем.
Еще адвокаты предлагают внести в Уголовно-процессуальный кодекс норму, по которой в присутствии присяжных должна проводиться проверка доказательств, если одна из сторон ставит их достоверность под сомнение. Подсудимому надо дать возможность в присутствии заседателей объяснить, почему он отказывается от данных ранее показаний или почему их меняет.
Предлагается прописать, что коллегия присяжных заседателей может быть изолирована на время судебного разбирательства, включая промежутки между судебными заседаниями. Это необходимо, чтобы оградить присяжных заседателей от любого незаконного воздействия и гарантировать сохранение ими объективности. Условия пребывания присяжных заседателей в изоляции, порядок их охраны и обеспечения на это время, по замыслу, должны определяться правительством страны.
На взгляд адвокатов, необходимо усилить процессуальные гарантии тайны совещания присяжных при вынесении вердикта, а именно запретить прослушивание разговоров в совещательной комнате. Предлагается прописать и запрет на проведение оперативно-розыскных мероприятий, чтобы установить, кто что говорил и кто как из присяжных голосовал. А судье предлагается запретить общаться с присяжными вне рамок процесса.