Сегодня торговый сбор действует только в столице - его ввели с июля прошлого года, после чего с рынка ушли 18 книжных магазинов. Санкт-Петербург и Севастополь сбор пока не вводили. Он зависит от торговой площади, и, к примеру, для магазина в 50 квадратных метров в ЦАО Москвы составляет 60 тысяч рублей.
От торгового сбора уже освобождены химчистки, парикмахерские, ателье, ярмарки, торговые точки в театрах, кино, музеях, а также продавцы кваса и мороженого. С просьбой распространить льготу на книжные магазины летом 2015 года обратился к местным властям Альянс независимых издателей и книгораспространителей, наконец получив отклик, но уже от федерального ведомства.
В Москве один книжный магазин приходится на 58 тысяч человек, в масштабах страны - один на 50 тысяч. Всего их в столице 199. В Санкт-Петербурге книжных магазинов почти вдвое больше, сообщала Российская книжная палата по итогам 2015 года. Однако, например, до Парижа нам еще далеко - там около 700 магазинов.
Для сравнения: в 1989 году в РСФСР насчитывалось почти 8,5 тысячи книжных магазинов. К 2012 году в России их осталось менее четырех тысяч. По данным Роспечати, в 2008-2012 годах книготорговые площади сократились на 20-30 процентов, а средняя цена книги взлетела более чем на 40 процентов, приблизившись к показателям в странах Западной Европы.
"За последние 20 лет литература и книга исчезают из нашей культуры и жизни, и отношение к книготорговле как к коммерческому виду деятельности приводит к тому, что в стране уже меньше тысячи магазинов", - сетует Надежда Михайлова, президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств, член правления Российского книжного союза.
По своей сути книга - элемент культуры и не самый рентабельный товар в силу своей специфики. По оценкам собеседницы "РГ", только 20 процентов книг из торгового оборота могут сами себя окупить. Скорее всего, отмена торгового сбора в городах федерального значения не облегчит жизнь книжным магазинам и не отразится на себестоимости книг, однако позволит избежать массового ухода с рынка уже работающих магазинов.
Число киосков печати в стране также сократились за последние пять лет - с 42 тысяч до 28 тысяч. Причины - в том числе экономического характера, и сохранение торгового сбора могло бы окончательно добить эту низкорентабельную отрасль, подчеркивают эксперты Ассоциации распространителей печатной продукции.
На жизнь любого книжного и киоска в большей степени влияют высокие арендные ставки, которые составляют в среднем 34 процента от общих затрат. К примеру, "Московский Дом книги" на Новом Арбате выходит по прибыли в плюс, но магазины сети в спальных районах уже нерентабельны, говорит Надежда Михайлова: "Приходится держать их на балансе головного магазина, чтобы оставаться на плаву. На почти нулевой прибыли работает большинство книготорговцев".
Решают проблему постепенно. Так, в июне 2015 года в Госдуму внесли другой законопроект, инициированный минкультуры, о введении льготной арендной ставки для книжных, ведущих торговлю книгами, газетами, журналами в печатном, а сейчас и в электронном виде, в помещениях государственных и муниципальных организаций культуры. Таковых в ведомстве насчитали более 80 тысяч. Комитет Госдумы в январе этого года рекомендовал принять законопроект в первом чтении.
Останавливаться на этом книготорговцы не намерены: они считают, что магазины не в состоянии уйти от торговых площадей в интернет-розницу, чтобы избежать вовсе уплаты всех сборов и налогов. "Современный формат книги в электронном виде - это лишь дополнение к печатному слову. В России все еще высокий спрос на розничные магазины, куда можно прийти и полистать книгу. Мы же не отказываемся от театров и консерваторий, но можем дома посмотреть запись спектакля и послушать музыку. Так что о повсеместном уходе в Сеть не может быть и речи", - констатирует Надежда Михайлова.
Марина Каменева, директор книжного магазина "Москва":
- Отмена или корректировка торгового сбора должна положительно отразиться на развитии книжных магазинов, особенно небольших. Проблема в том, что если магазин работает "в ноль", он все равно должен заплатить торговый сбор, а это тяжело для небольших магазинов. Но я бы внесла в законопроект важную корректировку: вместо формулировки "реализация от книг и печатной продукции составляет не менее 60 процентов" написала бы "реализация от книг и школьно-письменных принадлежностей". Это в нашем магазине объем канцелярии около 10 процентов, а в небольших региональных книжных продается много именно школьной канцелярии, и это необходимо учитывать. Тем более что в советское время именно так и было.
Борис Куприянов, издатель, публицист, член экспертного совета ярмарки Non/fiction, директор проекта "Фаланстер":
- Эту инициативу можно только приветствовать. В прошлом году, по нашим сведениям, только в Москве закрылось около 40 книжных и букинистических магазинов. Это, между прочим, 20 процентов всех книжных магазинов в Москве. Торговый сбор не существенен для крупных и успешно работающих магазинов, получающих большую прибыль, а для небольших магазинов и киосков этот сбор весьма ощутим. Легендарный московский букинистический магазин в Камергерском переулке закрылся из-за того, что торговый сбор оказался равным аренде, и они не смогли платить фактически двойную арендную плату.
Подготовила Наталья Лебедева