29.03.2016 00:42
    Поделиться

    Минэкономразвития улучшит контрактную систему

    Минэкономразвития намерено улучшить контрактную систему
    Закон о контрактной системе за два года показал свою недостаточную эффективность. В планах минэкономразвития доработать качество системы госзаказа, ограничив долю закупок у единственного поставщика.

    Об этом сообщил заместитель министра экономического развития РФ Евгений Елин на всероссийском форуме "Госзаказ - За честные закупки".

    Общий объем всех видов госзакупок составил почти 30 триллионов рублей, что превышает четверть ВВП страны. По итогам 2015 года из показателей Единой информационной системы (ЕИС) стало видно, как государство "захватывает" конкурентные сферы, где его присутствие вовсе не обязательно, замечает Елин. За год было создано около 800 новых госучреждений - ГУПов и МУПов в таких сферах, как озеленение и оказание бытовых услуг. К тому же по итогам года относительная доля госзакупок в общем объеме начала расти. По словам Елина, это означает, что государство расширяется за счет контрактной системы, которая дает льготные условия и ими охотно пользуется бизнес.

    Общий объем госзакупок - 30 трлн рублей, более четверти ВВП

    При этом конкуренция на торгах не растет. За прошлый год ее уровень даже снизился. Во многом это объясняется увеличением закупок у единственного поставщика, за год их доля выросла с 18 процентов в 2014 году до 21,7 процента в 2015 году. Конечно, здесь прямая связь с высокой долей закупок у монополистов, где растут тарифы и, соответственно, стоимость закупки. Но есть и подводный камень - увеличение необоснованных закупок у единственного поставщика.

    Для решения этих проблем минэкономразвития и ФАС предлагают провести инвентаризацию раннее принятых решений, которые стали причиной определения единственного поставщика на неконкурентных процедурах, а во-вторых, сделать прозрачным и понятным регламент процедур. "В худшем случае доля единственных поставщиков будет увеличиваться", - говорит Елин.

    Все ныне действующие механизмы контрактной системы позволяют заказчикам обходить конкурентные процедуры за счет перевода денег в субсидии, которые передают ГУПам и МУПам, замечает Игорь Артемьев, руководитель ФАС. Так, можно построить любой объект, минуя конкурентные процедуры: конкурсы и аукционы.

    "Это не что иное, как закупка у единственного поставщика. Речь идет об огромных капиталовложениях, это большие государственные ресурсы", - говорит Артемьев. Он напомнил, что когда создавался закон о госзакупках, подразумевалось, что единственный поставщик - это естественная монополия на внеконкурентном рынке с уникальными услугами, например оборонное предприятие. "Сейчас множество единственных поставщиков захватывают конкурентные рынки. Нужно провести инвентаризацию и 80 процентов единственных поставщиков перевести обратно в конкурентное поле", - предложил глава ФАС.

    В этой ситуации малому и среднему бизнесу от госзаказа достается 450-500 миллиардов рублей в год. "Эта сумма попадает прямо из бюджета малому предпринимательству, все остальное, что принято считать в 2-3 триллиона рублей, - это субподряды и малые предприятия, аффилированные с большим бизнесом, и компании-однодневки", - подсчитал Игорь Артемьев.

    При этом "дорожная карта" по расширению доступа малого и среднего предпринимательства к госзакупкам исполнена на 97,1 процента. Объем закупок госкомпаний у малого и среднего предпринимательства в 2015 году составил 36,2 процента.

    Поделиться