Фермеры Северо-Запада выбрали финскую картошку

В России начались масштабные эколого-географические испытания сортов картофеля. В течение нескольких лет исследования пройдут 300 образцов картофеля, сообщает Федеральное агентство научных организаций. Цель - выбрать наиболее предпочтительные для разных регионов сорта. В СЗФО, говорят эксперты, с выбором могут возникнуть проблемы.

Место пусто не бывает

Недостатка в картошке покупатели Петербурга и Ленинградской области вроде бы не испытывают. Однако любая хозяйка вам скажет: красивый чистый продукт, который стоит порядка 25-30 рублей за килограмм, отнюдь не всегда столь же аппетитен в тарелке. В чем причина? Селекционеры и производители знают объяснение этой загадки.

Первое. В качестве семенного материала для красивого, но невкусного картофеля зачастую используются импортные сорта и гибриды. Иногда - вовсе не предназначенные для кулинарных шедевров. Производители на Западе выращивают сейчас картофель с четко ориентированными задачами: тот - только на чипсы, этот - на крахмал, третий хорош в запекании, а для варки европейский потребитель и вовсе использует лишь пять процентов картофеля. У нас другие традиции питания. Кроме того, наши торговцы рассуждают просто: картошка - она и есть картошка, вся одинакова.

По данным Россельхознадзора, 20 хозяйств в Ленинградской области занимаются сегодня производством картофеля. Для урожая 2016 года в наличии имеется 35 тысяч тонн семян, что в два раза превышает потребности региона. Но при этом - вот парадокс! - к середине марта в Ленинградскую область поступила уже 161 тонна семенного картофеля из Финляндии. И будут поставки еще. По результатам прошлого года, 14,1 тысячи тонн семенного картофеля прибыли в Петербург из-за границы. Понятно, что львиная доля содержимого этих партий распределяется по другим регионам России. Но часть тем не менее закупают и северо-западные производители картошки. Казалось бы, зачем покупать, если есть свое? Потому что свое - хуже, считают производители. Генетики и селекционеры с ними не согласны.

Когда возможности есть

- У нас имеется практически стопроцентный ассортимент культур, которые относятся к продовольствию, - говорит Николай Дзюбенко, директор Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Вавилова. - Этот запас генетического разнообразия культур (более 325 тысяч образцов) может обеспечить создание любого гибрида и сорта любого качества в любом направлении. Но, если проанализировать пирамиду, в основании которой находятся производители, выше - семеноводы, еще выше - селекция и исходный материал, станет ясно: сбой система дает именно на уровне семеноводства. Разрушенная в постсоветское время, сегодня наша система семеноводства никак не может выйти на те рубежи, чтобы, как на Западе, обеспечивать производителей семенным материалом требуемой урожайности.

- Да, по вкусовым свойствам наш картофель превосходит импортный, - подтверждает слова коллеги и заведующий отделом генетических ресурсов клубнеплодов института Степан Киру. - Маленький пример: не так давно у нас побывал руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков. Мы его привлекли к дегустации - настоящей, научной, где все образцы картофеля были зашифрованы номерами. И он, и все остальные единогласно выбрали наши гибриды!

Однако мы значительно уступаем в урожайности. Кроме того, наш картофель хуже хранится, вообще вся технологическая цепочка от посадки до прилавка в нашем, российском, исполнении уступает импортным линиям.

Добавим: закупленные за рубежом эти линии (там, где они есть) нацелены на обслуживание импортных же сортов, они лучше "рифмуются" с ними, чем с нашей картошкой.

Вечный вопрос

Еще одна проблема, усугубляющая этот перекос, - цены.

- Если производство качественного отечественного семенного картофеля обходится хозяйству порядка 20 рублей за килограмм, то закупочная цена у него не должна быть в районе четырех рублей! - горячится Сергей Бикетов, главный агроном хозяйства "Октябрьское".

Но при желательных ценах для производителя семян она становится неподъемной для мелкого товаропроизводителя. А если учесть, что 80-85 процентов потребляемого в стране картофеля производится личными подсобными хозяйствами и мелкими фермерами, то станет понятно: они лучше сэкономят на семенах, чем на урожайности.

- Общее число сортов картофеля, возделываемых сегодня в России, порядка 300, - говорит Степан Киру. - Из них ровно половина - отечественные. Да, наши сорта лучше по целому ряду параметров: по устойчивости к заболеваниям, например, по экологичности (у большинства хозяйств просто нет денег, чтобы проводить химобработку картофеля, как на Западе, 6-12 раз за сезон). Про вкусовые качества и речи нет. Отстаем мы, в сущности, только по урожайности и технологичности. Семеноводство в России было разрушено в 1990-е годы. Этим сразу воспользовался западный картофельный бизнес с его агрессивной политикой внедрения на наши рынки.

Но в таком случае сейчас, в пору охлаждения отношений и действия экономических санкций, самое время нашим семеноводам-картофелеводам взять реванш! Тем более что сегодня закупка семян картофеля за рубежом является для государства делом и весьма трудозатратным, и небезопасным.

- Сейчас очень ужесточился контроль за ввозом семян, - рассказывает Ирина Апанасова, заместитель руководителя управления Россельхознадзора по Ленинградской области. - Прежде чем ввезти в страну семенной картофель, проводится инспекция в стране-экспортере. Национальная организация по карантину растений страны-экспортера подает нам заявку, специалисты Россельхознадзора формируют экспертную группу, выезжают на места, смотрят территорию производства семян, отбирают пробы от сформированных лотов, привозят их в Россию, и уже здесь по результатам лабораторных испытаний дается разрешение на ввоз контрольных партий. Это непростая, многоступенчатая процедура, но она себя оправдывает. Могу сказать, что только в этом году из десяти партий картофеля из Голландии в четырех был обнаружен вредитель - бледная картофельная нематода, которой на сегодняшний день вообще нет на территории нашей страны.

Пока урожайность наших сортов будет уступать импортным, мало что изменится

Каков же выход из этого клубка обозначенных проблем? Он, как и в любой ситуации, связанной с цепочкой "изобретение - внедрение", в комплексе принимаемых мер.

- Поднимать семеноводство в стране нужно под государственным контролем, - заявляет Николай Дзюбенко. - Сейчас в госреестре у нас зафиксировано 415 сортов и гибридов, выведенных нашими селекционерами. Однако продуктивное семеноводство по этим сортам отсутствует. В настоящее время Федеральное агентство научных организаций России разрабатывает программу по картофелеводству, рассчитанную на десять лет. Такие же программы будут разработаны по сахарной свекле, овощеводству и виноградарству. Думаю, это в корне изменит ситуацию.

А практики-семеноводы предлагают уже сейчас свои варианты решения проблемы.

- Хозяину нужна урожайность, - подчеркивает Сергей Бикетов. - До тех пор пока урожайность наших сортов будет уступать импортным, мало что изменится. Признаюсь: в нашем хозяйстве тоже порядка 75 процентов картофеля импортных сортов. Почему? Да потому, что покупатели-фермеры заказывают такой материал. Он выгоднее.

Понятно, что свои сорта лучше, вкуснее... Но качественный семенной картофель не может стоить дешевле, чем 18-20 рублей за килограмм. Вот потому и покупают его у нас главным образом южане - Ставропольский, Краснодарский края. А в наши магазины картошку везут соседи - Брянская область, Белоруссия, новгородцы и нижегородцы...

Может, стоит для хозяйств, занимающихся продовольственным картофелем, ввести лимиты, как в футболе на легионеров? Чтобы покупали все же свой семенной материал. Может, стоит покупателям растолковывать, как именно должен выглядеть вкусный родной картофель? А то ведь не каждая хозяйка у прилавка разберется, что выбрать, раздумывая над ценой и красивым внешним видом продукта.