О том, что бизнесмены эксклава не смогут использовать преференции по уплате таможенных пошлин и НДС после 1 апреля 2016 года, стало известно еще 10 лет назад. Речь идет о льготах, которые предприниматели получили в рамках первого закона о калининградской особой экономической зоне.
Документ был принят в 1996 году и дал компаниям Калинин-градской области, оторванной от основной территории РФ, возможность на равных конкурировать с другими российскими предприятиями. Калининградцам разрешили ввозить сырье и многие детали готовой продукции из зарубежных стран без уплаты таможенных сборов и налога на добавленную стоимость. И вывозить в другие регионы России товар, произведенный из иностранных комплектующих, в режиме свободной таможенной зоны.
В 2006 году был принят второй закон об Особой экономической зоне. Его участниками могли стать крупные инвесторы, готовые вложить в экономику региона не меньше 150 миллионов рублей в течение трех лет. Резидентам второй ОЭЗ, зарегистрированным до 1 января 2012 года, также разрешили ввозить на территорию региона импортные товары для внутреннего потребления в режиме свободной таможенной зоны. Этот закон и определил для бизнеса, использующего таможенные преференции, переходный период до 1 апреля 2016 года.
Доля предприятий, которые в прошлом году пользовались льготами ОЭЗ, в экономике региона превышает 20 процентов. По оценкам минэкономики области, на них трудится порядка 50 тысяч человек. Неудивительно, что решением калининградской проблемы 2016 года озадачились и федеральные, и региональные власти.
Чиновники пришли к такому решению: предоставлять предпринимателям субсидии, равные сумме дополнительных платежей, которые возникнут после 1 апреля 2016 года. Источником финансирования этих выплат станут новые поступления в федеральный бюджет, образовавшиеся в связи с отменой калининградских таможенных преференций. В текущем году Калининградская область получит 66,7 миллиарда рублей из федерального бюджета. По предварительным оценкам, этой финансовой поддержкой смогут воспользоваться почти 800 предприятий и организаций региона.
В конце позапрошлого года правительство России утвердило правила предоставления межбюджетных трансфертов на поддержку калининградских предпринимателей. А весь 2015 год шла работа над региональным постановлением о порядке распределения денежных средств.
Согласно этим нормативным актам, средства субсидий направляются на создание и содержание рабочих мест, импортозамещение, локализацию сборочного производства, улучшение экономических и социальных условий проживания в регионе. Поэтому при оформлении заявок предприятия должны указать численность своих сотрудников, подтвердить отсутствие задолженностей по налогам в бюджет и внебюджетные фонды, сохранность ключевых параметров хозяйственной деятельности.
Первоначальный вариант регионального постановления не до конца устроил резидентов ОЭЗ. Как пояснил глава Ассоциации иностранных инвесторов в Калининградской области Стефано Влахович, проблемой могла стать нехватка оборотных средств между датой фактического осуществления расходов и датой их компенсации. По словам эксперта, с 1 апреля 2016 года бизнесу на преодоление кассового разрыва потребовалось бы около 300-350 миллионов долларов примерно на 45 дней. А найти такие деньги в банковской системе региона не получится.
В доработанном постановлении максимальный срок заключения соглашения не должен превышать 10 дней. Оформлением субсидий уже занимается новый казенный Информационно-расчетный центр. Учреждение открылось 1 марта. За три недели от калининградских компаний поступило порядка 80 заявок.
- Прием документов идет в рабочем порядке, - комментирует ситуацию министр экономики области Анастасия Кузнецова. - Какие-то важные детали могут выявиться только в ходе настройки процесса оформления субсидий. Как любое нововведение, это потребует времени. Но, судя по первым обращениям, особых трудностей у заявителей не возникает.
Другой сложный момент был связан с налогом на добавленную стоимость. Несмотря на десятидневный срок перечисления субсидий, компаниям понадобились бы оборотные средства на уплату так называемого таможенного НДС. При импорте затраты на налог составляют, в зависимости от вида товара, 10 или 18 процентов от общей таможенной суммы.
Решить эту проблему призваны поправки в Налоговый кодекс РФ. Во второй половине марта депутаты Госдумы утвердили законопроект в окончательных чтениях. Он устанавливает для калининградских предприятий 180-дневную отсрочку уплаты таможенного налога на добавленную стоимость и механизм его взаимозачета с внутренним НДС, который перечисляют при реализации товаров на территории России.
Оставались еще три важных вопроса, волновавших калининградских получателей льгот. Все они решены. Первый связан с выдачей заключений об идентификации товаров Особой экономической зоны. Изначально предполагалось, что уполномоченным органом станет Федеральная таможенная служба. Однако руководители бизнес-объединений попросили наделить полномочиями по идентификации продукции Калининградскую торгово-промышленную палату, которая раньше уже выполняла схожие функции. На днях правительство России утвердило соответствующее постановление.
Второй вопрос касался помещения части товарной партии под таможенную процедуру таможенного транзита. Предприятия смогут, получив заключение торгово-промышленной палаты на партию товара до 1 апреля, позже вывозить продукцию из Калининградской области меньшими партиями.
- Это хорошая новость для тех компаний, которые работают со складскими запасами готовой продукции, - продолжает Анастасия Кузнецова. - Фактически они продлевают для себя действие существующих правил на один-два месяца, в течение которых могут адаптироваться к новым условиям работы. Третье решение связано с расчетом и определением основы для начисления таможенных платежей после процедуры идентификации. Необходимая методика найдена, в ближайшие дни мы должны получить официально утвержденные разъяснения минфина. Механизм учитывает интересы и государственных контрольных органов, и бизнеса.
Как считает председатель комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты и генеральный директор крупной транспортно-логистической компании - резидента второй ОЭЗ Леонид Степанюк, сейчас Калининградская область максимально готова встретить "проблему-2016".
- Субсидии на поддержку рынка труда, решение об отсрочке уплаты таможенного НДС, субсидии на перевозку товаров железнодорожным транспортом - эти и другие меры позволяют надеяться на плавное завершение переходного периода, - рассуждает Леонид Степанюк. - В КТПП два раза в неделю проходят семинары, на которых предпринимателям разъясняют порядок и условия предоставления субсидий. Важные вопросы, возникавшие у представителей бизнес-сообщества, находили отклик и на региональном, и на федеральном уровне. Если еще несколько месяцев назад ряд предприятий планировал остановить производство, отправить сотрудников в отпуск, сейчас практически все решили продолжать работать. Это говорит о том, что острые углы удалось сгладить.
Разумеется, основные подводные камни всплывут после 1 апреля, считает эксперт. Наибольшее беспокойство у представителей бизнес-сообщества вызывает готовность таможенных органов оформлять товары, ввозимые и вывозимые из Калининградской области, когда наступит час икс.
- Таможня разрабатывает множество новых внутренних регламентов, распоряжений, иных документов, - продолжает Леонид Степанюк. - Предпринимателей волнует, смогут ли таможенные органы оперативно выполнять свои функции в рамках новых правил.
Уже через несколько дней на территории Калинин-градской области начнет действовать экономическая конструкция, аналогов которой в России попросту нет, развивает тему председатель Калининградской ассоциации мебельщиков Михаил Майстер.
- В этой конструкции задействованы не только областные власти, которые будут распределять субсидии, но и федеральный орган исполнительной власти, ФТС, - говорит Михаил Майстер. - Таможне придется формировать абсолютно новые технологические карты, программное обеспечение. Это колоссальная работа. Понятно, что после 1 апреля неминуемо возникнут вопросы, связанные с отработкой этих механизмов. С другой стороны, есть желание всех сторон не допустить кризиса. Я очень надеюсь, что нам удастся преодолеть трудности.