Новости

29.03.2016 00:52
Рубрика: Культура

Чай из музейного фарфора

Зачастую зарабатывать музеям мешает отсутствие креативных идей
По примерным подсчетам, в Северной столице порядка 300 музеев. Однако далеко не все они одинаково интересны как самим петербуржцам, так и туристам - зачастую кажется, что экспозиции не меняются десятилетиями. В учреждениях чаще всего сетуют на нехватку денег, но неужели своими силами заработать на развитие невозможно? В экономике музеев разбиралась корреспондент "РГ".
Часто посетителям музея просто неизвестно, в каких условиях работают его сотрудники.  Фото: Валентин Илюшин/РГ Часто посетителям музея просто неизвестно, в каких условиях работают его сотрудники.  Фото: Валентин Илюшин/РГ
Часто посетителям музея просто неизвестно, в каких условиях работают его сотрудники. Фото: Валентин Илюшин/РГ

Привлекают и выигрывают

Большинство музеев Петербурга имеют статус государственных, а потому основная часть их бюджета все-таки федеральные средства. Если взять, к примеру, Эрмитаж, то самостоятельно он зарабатывает лишь 25 процентов, все остальные деньги выделяются по программе поддержки культуры. Цифры получаются немалые. Так, по итогам 2014 года музей получил порядка пяти миллиардов рублей, в 2015-м чуть меньше - 4,2 миллиарда, а в этом году предполагаемая сумма составляет 2,9 миллиарда. Несмотря на тенденцию к сокращению субсидий, таким финансированием не может похвастать ни один музей в стране. И это можно понять, ведь у Эрмитажа огромные площади, ничуть не менее огромная коллекция произведений искусства и дорогостоящие проекты вроде строительства новых фондохранилищ. При этом, согласно исследованиям Европейского университета в Санкт-Петербурге, город получает неплохую отдачу: наличием Эрмитажа обусловлено 27 процентов из общей суммы расходов иностранных и иногородних туристов, а сумма косвенного экономического эффекта от музея превышает 17 миллиардов рублей в год. По схожей схеме, пусть и с чуть меньшими показателями, функционирует Русский музей.

Если вы думаете, что прибыльность под силу только таким федеральным гигантам, то ошибаетесь. Пару лет назад комитет по культуре опубликовал рейтинг самых посещаемых музеев Петербурга, где видно, что некоторые из них успешно компенсируют вложенные средства. Первым по популярности тогда назвали комплекс "Исаакиевский собор", получивший из городского бюджета 29 миллионов рублей, а заработавший 500 миллионов. С задачей вполне себе справились Государственный музей истории Санкт-Петербурга и Музей-заповедник "Павловск". Однако отметились в таблице и проблемные объекты: так, наиболее обременительным для казны стал Музей-институт семьи Рерихов - из 50 миллионов рублей он смог вернуть только 683 тысячи. К сожалению, примеров, когда о заработке сверх полученного даже речи не идет, подавляющее большинство. В чем же причина?

- Безусловно, главный источник заработка любого музейного пространства - посетители. И если говорить о нашем музее, то он существует благодаря интересу к нему именно со стороны гостей, число которых ежегодно увеличивается в среднем на 30-35 процентов. Важную статью дохода составляет количество повторных посещений, - рассказывает директор по внешним связям музея современного искусства "Эрарта" Евгения Антонова.

Так неужели большинство петербургских музеев не вызывают интереса у горожан и туристов? Вызывать-то вызывают, вот только зачастую экспозиции разочаровывают, и о желании через какое-то время вернуться в залы говорить точно не приходится.

Заинтересовали три экспоната...

"Музей Арктики и Антарктики" звучит, согласитесь, романтично - вспоминаются опасные экспедиции и великие путешественники, северное сияние и белые медведи. Но вот один из реальных отзывов, размещенный на туристическом сайте: "Музей сделан очень по-советски, в духе "Вперед, к победе коммунизма!". Многие стенды, по ощущениям, были оформлены в 1950-е годы и с тех пор не обновлялись. Материал в целом небезынтересный, но подан довольно скучно и академично". Еще один комментарий оттуда же: "Решили показать пятилетнему сыну жизнь в условиях Крайнего Севера. В итоге провели в музее чуть меньше часа. Ребенку было скучно, информация вся недоступна для детей, инсталляции старые. Нас заинтересовали буквально три-четыре экспоната..."

Конечно, в учреждении не раз подчеркивали, что ауру старого музея сохраняют намеренно. Только вот нужно ли это, если все, на что могут рассчитывать гости, - ощущение ностальгии? И это при том, что федеральная субсидия "северного" музея составляет восемь миллионов рублей, какие-то деньги поступают и от входных билетов. Вообще, углубившись в поиски, можно насчитать не один десяток случаев, когда культурный поход обернулся фразой "ожидали большего".

К счастью, есть хоть и немногочисленные, но обратные примеры. Казалось бы, не слишком заманчивые Музей политической истории или Музей космонавтики, наоборот, увлекают буквально сразу. Тут тебе не только грамотное оформление залов, но и беспрерывная трансляция телепередач, интерактивная информация о любом экспонате, наглядная демонстрация физических законов.

- На самом деле, каждый музей нужен и интересен, но многое зависит от коллектива, - считает исполнительный директор Союза музеев России Борис Аракчеев. - Возможность развиваться есть всегда. Она, конечно, завязана на денежном вопросе, тем не менее вполне реально предлагать проекты, которые могут заинтересовать внебюджетный капитал - фонды, банки, олигархов. Такое привлечение средств очень популярно сейчас на Западе, но для этого нужны идеи.

Исаакиевский собор, получивший из городского бюджета 29 миллионов рублей, смог заработать 500 миллионов

В одном из музеев Амстердама, например, воспроизводят точные копии одного из экспонатов - знаменитого голубого фарфора, созданного в XVI веке. Для этого музей заключил договор с единственной фабрикой, которая еще со Средних веков производит эту посуду. На предложение сначала откликнулись спонсоры, а потом и покупатели. "Отлично продается!" - отмечают голландцы.

По словам эксперта, если руководство музея не будет проявлять смекалку, активность и заинтересованность, далеко не уедешь. Превратиться в настоящий культурный центр и успевать за современным посетителем, рассчитывая исключительно на господдержку и выручку от продажи билетов, чрезвычайно сложно.

Куда уходят деньги

Основная часть бюджета музея тратится на хранение экспонатов. Это обеспечение их безопасности, создание правильных климатических условий, реставрация. Кроме того, в Петербурге есть еще одна особенность: большинство учреждений расположены в исторических зданиях-памятниках, которым необходимы особые условия содержания. А уж если речь зайдет об их реконструкции или ремонте, то о сроках окупаемости лучше вообще не заговаривать.

К примеру, работы по восстановлению Александровского дворца в Царском Селе, откуда императорская семья была отправлена в ссылку в Тобольск, обошлись в 370 миллионов рублей. Не стоит забывать и о выставочной деятельности, особенно если экспонаты собираются из разных музеев (достаточно вспомнить выставку Фриды Кало, картины которой везли в Петербург несколькими самолетами со специальным сопровождением).

Чтобы заработать, музеи все чаще прибегают к освоению дополнительных мер и расширяют зону своей работы: открывают сувенирные (в том числе онлайн) магазины, кофейни, проводят образовательные семинары, участвуют в социальных проектах, сдают залы для съемок телепередач и фотосессий.

На то, что это полностью покроет затраты, можно не надеяться, а вот постепенное обновление экспозиции вполне сулит. По словам специалистов, за несколько лет на свои средства вполне можно создать современное музейное пространство. Главное, чтобы идеи были.

Культура Арт Музеи и памятники Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург