Сергей Афанасьевич, ровно 20 лет назад было подписано Соглашение о создании Парламентского Собрания тогда еще не Союза, а Сообщества Белоруссии и России. Вы еще не были депутатом Думы Сургута, а тем более ее председателем, но, как этнический белорус, возможно, помните, о чем тогда подумали?
Сергей Бондаренко: Я родился в СССР. И в армии присягал именно этому государству. Его целостность, сила и единство - вот то, за что мы должны были отдавать свой долг Родине. После развала СССР мало хороших новостей приходило из стран бывшего Союза. И эта - о создании Парламентского Собрания - была на тот момент, наверно, самой позитивной. Откровенно говоря, мне был тогда не совсем понятен функционал этого объединения. Важно было другое: здравый смысл и закономерное развитие исторического процесса взяли свое. Народы, которые веками жили в мире и добром соседстве, не могут навсегда провести между собой жирную черту.
Сейчас все больше говорят о важности углубления межрегионального сотрудничества. Чем здесь могут похвастаться Сургут и Тюменская область?
Сергей Бондаренко: Думаю, хвастаться должны не только Сургут и Тюменская область, но и наши партнеры из Беларуси. Ведь речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве. В Тюмени ведет активную работу Почетный консул РБ Владимир Шугля. Он внес существенный вклад в развитие экономических связей между Тюменской областью и Беларусью, в первую очередь торговых. Заключены соглашения в самых разных сферах между Ханты-Мансийским округом - Югрой и Республикой Беларусь. Недавно подписан договор о дружбе и сотрудничестве между городами Шклов и Югорск. По договоренности на июнь запланирован визит делегации Югры в Могилев для подписания базовых соглашений о сотрудничестве. В ближайшие дни отправится в Витебск делегация Белоярского района Югры с той же целью.
Что югорчанам от того, что в Беларуси у них есть города-побратимы?
Сергей Бондаренко: Все эти визиты - не просто хороводы и разговоры. Это конкретные договоренности и контракты. К примеру, всю минувшую зиму Ханты-Мансийск прожил на могилевских яблоках. Контракты на поставку качественного и недорогого продукта были заключены на 10 миллионов рублей. Дешевые фрукты составили серьезную конкуренцию европейским. Наш "Сургутнефтегаз" и другие предприятия округа на протяжении многих лет сотрудничают с предприятиями тяжелой промышленности Беларуси. Налажены поставки автобусов и спецтехники. Примеров масса. Каждый югорский муниципалитет, имеющий своего побратима в Беларуси, может привести свои примеры сотрудничества. Не удержусь, чтобы не вернуться к теме Украины. Пару месяцев назад в Думу Сургута пришло письмо от мэра Ивано-Франковска, который от лица общины города расторг соглашение о дружбе и сотрудничестве с Сургутом, хотя за 13 лет у нас сложились действительно крепкие отношения - экономические и культурные. И чтобы на всем этом поставить жирный крест, оказалось достаточно одного письма. Мне искренне жаль.
Удовлетворяет ли вас нынешний уровень равенства прав граждан Беларуси и России в рамках Союзного государства?
Сергей Бондаренко: Я не чувствую никакого разделения на белорусов и россиян ни в Беларуси, ни в России. По ощущениям, мы словно живем на одной территории.
И все-таки?
Сергей Бондаренко: Да, определенные трудности возникают. Например, на строительных объектах в России по вахтовому методу сегодня работает немало выходцев из Беларуси. Соответственно, у них нет ни прописки, ни медицинского полиса. В бесплатной медпомощи, кроме экстренной, им отказано. Здесь пока пробел, который необходимо ликвидировать, раз уж мы говорим о равенстве прав граждан наших государств.
Наверняка среди ваших избирателей немало белорусов, которые получили российское гражданство и живут в России? Приходилось ли слышать из уст земляков плодотворные и перспективные идеи, касающиеся дальнейшего сближения наших народов в культурной, научной, социальной сфере?
Сергей Бондаренко: Не смогу назвать количество белорусов среди моих избирателей, ведь мы голосуем не по национальному признаку. Сургут вообще многонациональный город. Здесь традиционно много приезжих. В советское время сюда ехали из Беларуси, с Украины, с Кавказа... Сейчас много гостей из азиатских республик ближнего зарубежья. Те, кто принимает участие в выборах самого разного уровня, голосуют не за блага для своей нации, а за будущее всего государства или города, в котором живут. Белорусы, независимо от того - давно они живут в России или недавно, не видят препятствий для реализации своих инициатив, идей, амбиций. Все в их руках. Они полноправная часть российского общества.
Как обстоят дела межвузовского взаимодействия региона с Беларусью?
Сергей Бондаренко: Думаю, если существует необходимость общения на уровне вузов наших двух стран, не вижу для этого никаких препятствий. Могу привести примеры, когда выпускники российских школ ехали и поступали в белорусские университеты, что вполне объяснимо: слава БГУ, радиотехнического университета, Нархоза (ныне - БГЭУ) жива еще со времен Союза. Дочь моих знакомых, приехав однажды в Минск, сказала: "Я хочу здесь учиться!" Поступила без проблем. Там и живет сейчас. А Белорусский парк высоких технологий - место, куда, думаю, мечтают попасть хотя бы на стажировку многие российские студенты.