Об этом рассказал начальник Главного управления противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке Центрального банка Валерий Лях. Он напомнил, что с середины 2014 года, когда ЦБ стал мегарегулятором, и до конца 2015 года было выявлено около 250 подобных организаций.
Как сообщил Валерий Лях, в конце апреля при ЦБ будет сформирован независимый Экспертный совет по существенным рыночным отклонениям, который позволит резко сократить сроки выявления фактов манипулирования на финансовых рынках и повысит их результативность. Сейчас ЦБ ведет около 40 таких расследований, в квартал появляется от 10 до 20 новых "кейсов", рядовое разбирательство длится 8-10 месяцев. Регуляторы в других странах могут признавать сделку манипулированием рынка на основе мотивированного суждения, без строгих формальных оснований. ЦБ, даже если все признаки манипулирования налицо (связанность сторон, действующих по договоренности, и т. д.), не может начать расследования, если не установлен факт существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов ценными бумагами от нормы.
Самостоятельно ЦБ не имеет права установить факт существенного отклонения, отсюда - длительность подготовки к расследованию. Срок, в течение которого Экспертный совет при ЦБ будет анализировать сделку и давать заключение (всего 15 дней), регламентируется впервые, это существенно упростит наказание недобросовестных участников рынка.
Целью большинства выявленных ЦБ операций по манипулированию рынком не является прямая прибыль непосредственно от сделки с куплей-продажей ценных бумаг. В основном они используются для фиктивного формирования стоимости активов, чтобы таким путем уложиться в нормативы Центрального банка и сохранить потенциально опасный бизнес. Этим грешат некоторые банки, негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды. Потом уже, после "вскрытия" (отзыва лицензии), оказывается, что у организации активов в реальности в разы меньше, чем было по документам.
Из свежих примеров - история негосударственного пермского пенсионного фонда "Стратегия", лишившегося лицензии в марте. Проверки ЦБ показали, что его отчетность была сфальсифицирована и пенсионные накопления, хранившиеся в фонде, обеспечены лишь на 50 процентов, а пенсионные резервы (средства корпоративных пенсий) - на 13 процентов. Пострадали десятки тысяч людей. "Рисуют" активы и некоторые банки.
С самого начала, с момента принятия Закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком", доминирующим инструментом манипулирования являются сделки с неликвидными активами (неликвидной ценная бумага признается в зависимости от объема и количества участников торгов. - Прим. ред.). Они, как правило, не приводят к заметным всем существенным отклонениям, их невозможно автоматически отследить с помощью математических моделей, которые применяются в отношении ликвидных и низколиквидных ценных бумаг. Выявить их могут только эксперты.
В состав нового совета войдут представители от саморегулируемых организаций и вузов, сотрудников биржи и ЦБ там не будет. Это должно придать дополнительный вес его решениям. Регулятор также рекомендовал биржам самостоятельно установить в своих внутренних документах механизмы расчета существенного отклонения. Если биржа увидит, что сделка подозрительна, она сможет обратиться в Экспертный совет.
Валерий Лях также сообщил, что ЦБ проводит исследования высокочастотной торговли на бирже, и если видит в каких-то алгоритмах вероятность совершения сделок, подпадающих под классификацию манипулирования, в профилактических целях рекомендует скорректировать модели конкретных участников рынка.