Глава правительства продолжил в Перми серию совещаний, посвященных поддержке отдельных секторов экономики, предложив в этот раз обсудить ситуацию в металлургии, которая является второй по значимости после нефтегазовой отраслью российской экономики, и развитие производств высоких переделов. По итогам 2014 года доля отрасли в промышленном производстве составляет почти 13 процентов.
В последние пять лет в металлургии наблюдались разнонаправленные тенденции: черная металлургия росла, а цветная демонстрировала снижение. За период с 2010 по 2015 год производство стальных труб увеличилось на четверть, а вот выпуск алюминия сократился на 10 процентов, да к тому же закрылись некоторые неэффективные производства. "Ситуация в 2015 году также была сложной. Она ухудшалась, с учетом общих тенденций и собственно металлургических была весьма непростой: цены на цветные и черные металлы резко снизились", - пояснил Медведев.
- В этом году ситуация остается также небеспроблемной. Возможно дальнейшее снижение объемов производства в отрасли, - заявил премьер-министр.
Такой пессимизм основывается сразу на нескольких факторах. Во-первых, на сокращении внутреннего спроса. По сравнению с 2014 годом объем потребления металлопроката на внутреннем рынке по черным металлам упал на 9 процентов. Во-вторых, практически исчерпан потенциал роста экспорта металлургической продукции. "Прежде всего, из-за того, что и рынки ограничены, и введены значительные меры, которые во многом по сути закрывают зарубежные рынки для российских металлургов, - сказал Медведев. - Речь идет о крупных рынках, таких как США, Канада, страны Евросоюза".
В-третьих, неблагоприятной остается конъюнктура цен на мировых рынках. В декабре 2015-го годовое падение по основным черным металлам составило около 40 процентов, по алюминию - до 20 с лишним процентов, по меди - 28, по никелю - до 45. "Сохранение объема экспорта в таких условиях - очень сложная, но важная задача, которую, конечно, в отрасли необходимо решать, но при этом думать и о том, чтобы увеличивать поставки металлопродукции на внутренний рынок, расширяя ее применение во всех отраслях экономики, - указал Медведев. - А здесь у нас, несмотря на текущие проблемы, все-таки потенциал неплохой с учетом того курса на развитие промышленности, на импортозамещение, которые мы для себя определили несколько лет назад.
На внутреннем рынке в прошлом году потребление выросло только со стороны топливно-энергетического комплекса, который закупал трубы большого диаметра для крупных инвестиционных проектов. "Но в большинстве отраслей, которые закупают продукцию высоких переделов и формируют почти 23 процента металлопотребления, спрос, к сожалению, снизился", - констатировал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. В правительстве рассчитывают, что меры поддержки, предусмотренные планом обеспечения стабильного социально-экономического развития, помогут смягчить негативные тенденции в отрасли и повысят спрос на металлопродукцию с высокой добавленной стоимостью. "Помимо этого у нас есть неплохие возможности замещения импорта", - считает глава минпромторга. Прежде всего, стимулирование спроса могло бы вестись через стройки инфраструктурных объектов, в которых используются бюджетные средства. "В приоритете - использование отечественной металлургической продукции. В части низких и средних переделов необходимо введение максимально возможных ограничений по использованию компаниями зарубежного проката при строительстве инфраструктурных объектов, финансируемых государством, - заявил министр. - Эту работы мы уже начали осуществлять в рамках правительственной комиссии по импортозамещению".