30.03.2016 20:55
    Поделиться

    Прокуроры вернули государству проданные частникам 20 гектаров Байкала

    Районный суд в Бурятии вернул в собственность РФ проданный больше 10 лет назад участок акватории Байкала.

    Частная часть озера находилась в Бурятии. Этот участок в 20 гектаров находится у села Выдрино. За годы, пока участок был частным, он восемь раз перепродавался и даже был подарен. Сколько всего за последние годы в нашей стране было продано в частные руки рек, речушек, озер и их берегов, включая морские, не скажет никто. Периодически такая информация всплывает, и часто на гребне скандала. То фирма прихватит берег моря, то на Севере речку отдадут в добрые частные руки. Но то, что такие факты нередки, подтверждают прокуроры по всей стране. Вот и на знаменитом озере нарушение закона выявила прокуратура.

    Прошла проверка Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры. По ее иску суд признал незаконными сделки по оформлению в собственность части акватории Байкала и сделки по передаче прав собственности.

    "Продажная" история началась в 2005 году. Тогда администрация Кабанского района сделала вид, что в стране нет ни Земельного, ни Водного кодексов, и отдала в собственность гражданам земельный участок, фактически являющийся частью дна озера Байкал. С чего бы вдруг?

    И тут же появились частные собственники, котороые за кусок Байкала попросили около 300 миллионов рублей

    В 70-е годы в этих местах было госпредприятие под названием "Байкальская лесоперевалочная база". Оно занималось транспортировкой леса на баржах по озеру. Для причаливания барж соорудили канал. Он был вроде порта. Чтобы его построить, вывезли грунт с площади свыше 200 тысяч квадратных метров, сделали канал, который заполнила вода из Байкала. Вот эта часть акватории озера под видом сооружения и была продана в долевую собственность нескольких граждан.

    В 1992 году местный госкомитет по управлению имуществом отдал недвижимость лесобазы вместе с каналом при приватизации некоему ОАО "Снежное". И опять никто из чиновников не вспомнил про закон, запрещающий приватизацию водных ресурсов и охраняемых природных объектов. "Снежное" позже продало объект гражданам в долевую собственность, назвав эти гектары водной глади инженерным сооружением. Хотя это в действительности была часть акватории озера.

    Тайной продажа не была - это видели все, включая местных чиновников из администрации района. Но никто даже не пошевелился. Так пошло дно Байкала вместе с водой по рукам. После регистрации собственности участок акватории прошел через серию сделок перепродажи и дарения. Собственниками становились местные и пришлые граждане.

    Как фактически тайная продажа стала известна? Все просто: власть решила организовывать на этой территории зону особого экономического благоприятствования. И тут же появились частные собственники, которые за кусок Байкала попросили около 300 миллионов рублей.

    Так есть ли у нас по закону право на личное озеро? По старому Водному кодексу абсолютно все водные объекты на территории России: моря, реки, ручьи, каналы, озера, пруды, водохранилища, родники, гейзеры, болота, ледники и снежники были в собственности РФ. В первой редакции нового Водного кодекса предлагалось разрешить гражданам приватизировать озера. Но это предложение не прошло.

    Разрешили приватизировать только пруды и специально залитые водой, то есть обводненные карьеры. Сейчас их можно иметь в собственности, но с кучей оговорок. Главное - это должны быть рукотворные объекты, а не природные. Этим, собственно, пруд и отличается от озера. И еще, если выкопать у леса пруд и запустить туда рыбу, то вам его не продадут. Пруд обязательно должен входить в состав участка, который стал частной собственностью. Пруд нельзя купить или продать отдельно от участка, а участок, на котором оказался пруд, нельзя будет разделить на два участка и продать по частям, если придется делить и пруд.

    Но как, приобретая участок, отличить пруд от озера? Все водные объекты должны пройти кадастровый учет и получить кадастровый номер. У больших озер он есть. А если это лесное озерцо без имени?

    Еще юридическая тонкость: искусственным водоемом может быть только замкнутый водный объект, не имеющий связи с естественными. То есть он не должен подпитываться из рек или ручьев. Если гражданин выкопал пруд сам, но подрезал водные горизонты, от которых пошла вода в его пруд, то это уже очень спорная ситуация для суда.

    За годы, пока участок был частным, он восемь раз перепродавался и даже был предметом дарения

    Юристы дают такой совет: выкопал свое озеро - обязательно его зарегистрируй. Купил участок с водоемом - проси документ, что это именно искусственный водоем, имеющий такой-то номер в реестре.

    А с берегами в законе все проще. Водный кодекс говорит о равных правах россиян на все естественные водоемы: "Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд". Объекты общего пользования - это все водоемы, кроме частных прудов и карьеров. Так было и в старом кодексе, но новый это уточнил: ввел количественные характеристики. Если у гражданина участок у озера, моря или реки, необходимо оставить полосу в 20 метров. Это так называемая "береговая полоса общего пользования". И туда собственники обязаны пускать всех желающих. Оставить полосу поменьше, а именно - в 5 метров, человек имеет право, только если это река длиною менее 10 км.

    Компетентно

    Евгений Надыршин, начальник отдела по надзору за исполнением законов в экологической сфере Главного управления Генпрокуратуры России:

    -Вопросы соблюдения законодательства об охране водоемов находятся под постоянным контролем Генеральной прокуратуры. Нами повсеместно выявляются факты функционирования предприятий-водопользователей без лицензий на отбор воды, самовольного использования ими поверхностных и подземных водных ресурсов и территорий охранных зон.

    Многие хозяйствующие субъекты не имеют очистных сооружений и сбрасывают стоки в близлежащие водоемы. Нередки случаи самовольного огораживания прибрежной полосы крупных рек и озер, ограничения общего свободного доступа к ней. Одной из причин среди прочего является ненадлежащая реализация региональными органами власти полномочий по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос. По нашим поручениям прокурорами на местах принимаются меры по взысканию ущерба, причиненного водному фонду.

    Комментарий

    Михаил Слипенчук, заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии:

    - На территории водоохранной зоны озера Байкал любая приватизация незаконна и не может быть осуществлена. Тем более на сегодняшний день распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 г. N 368-р утверждены границы водоохранной зоны озера Байкал, которые практически полностью совпадают с границами центральной экологической зоны Байкальской природной территории, достигая 60 километров от уреза воды.

    Возможно, границы эти завышены, но сегодня на берегах Байкала обнажился комплекс проблем, которые требуют внимательного подхода и мер реагирования. Мы наблюдаем глобальные изменения климата, которые привели к повышению среднестатистической температуры в озере. Увеличился объем бытовых отходов, попадающих в его акваторию. Это и сточные воды с содержанием моющих средств, и горы мусора, оставляемые "диким туризмом".

    В результате падения уровня воды в Байкале, связанного как с маловодными годами, так и с регулированием уровня воды для нужд Иркутской ГЭС, страдает уникальная дельта реки Селенги. Дело в том, что понижение уровня воды даже на полметра ведет за собой оголение суши в пологих местах до нескольких сот метров. Ученые с беспокойством наблюдают активный рост водоросли спирогиры по берегам Байкала, которая свидетельствует о загрязнении. Засушливые года привели к пожарам, последствия которых до сих пор не ликвидированы, оставшийся сухостой по берегам угрожает новыми возгораниями.

    Мы не можем повлиять на глобальное изменение климата, но мы можем развивать экологическое законодательство, чтобы научиться справляться с объективными причинами. Первое, необходимо регулировать обращение с отходами и сброс сточных вод в населенных пунктах, находящихся на берегу Байкала. Сегодня остро не хватает очистных сооружений, а у жителей нет средств, чтобы создавать замкнутые циклы, тут необходима помощь государства. Второе - нужно привести в гармоничное состояние размеры водоохранной зоны озера Байкал. Третье - требуется совершенствование Лесного кодекса, расширение штата лесников и внимание к превентивным мерам в борьбе с пожарами. Нельзя относиться к Байкалу как к водохранилищу и искусственно регулировать его уровень, это противоречит экологическим требованиям по сохранению экосистемы Байкала.

    Поделиться