Новости

30.03.2016 20:41
Рубрика: Экономика

Перехватить до получки

Уральские ломбарды выиграли борьбу за положительный имидж
Среди различных финансовых организаций ломбарды вызывают меньше всего нареканий клиентов. Фото: Татьяна Андреева/РГ
Среди различных финансовых организаций ломбарды вызывают меньше всего нареканий клиентов. Фото:
Начатая Центробанком чистка ломбардов не повлияет на состояние рынка, уверены представители профессионального сообщества. Напротив, он избавится от балласта, а регулятор наконец-то получит полное представление о том, с чем имеет дело.

"Наконец-то добрались и до ломбардов", - формулирует представитель ЦБ. Пристального внимания главного финансового регулятора эти организации, негласно считающиеся пунктами отмывания "грязных" денег, удостоились не так давно. Два года назад Центробанк начал бомбардировать организации, в названии которых значилось слово "ломбард", письмами с требованиями отчетности - чтобы их пересчитать и отсеять "мертвые души". Участники рынка оценивают количество ломбардов на Урале в 6-8 тысяч. По данным ЕГРЮЛ, на территории, подведомственной Уральскому управлению ЦБ (УрФО плюс Оренбургская, Пермская области и Башкортостан), работают 1176 ломбардов. По этому показателю регион занимает третье место в России после Центрального и Северо-Западного округов.

- Из общего количества предприятий только 60 процентов регулярно сдают отчетность, с остальными ведется работа. Либо по улучшению дисциплины предоставления документов, либо по ликвидации, - говорит заместитель начальника Уральского главного управления ЦБ РФ Светлана Фурдуй. - Уральским управлением Центробанка уже подано 281 исковое заявление о ликвидации ломбардов, на первое марта суды удовлетворили 122.

Ранее этот бизнес, можно сказать, считался местечковым анахронизмом, относящимся к сфере бытового обслуживания населения - своего рода склад, куда на время отпуска относили ковры да шубы, чтобы уберечь от воров. Сейчас бизнес переориентировался на финансовый рынок, хотя до сих пор отличается "ретропривкусом". Так, ломбарды в небольших поселениях (это, как правило, семейный бизнес) все еще не обзавелись компьютерами, залоговые квитанции выписывают от руки. Потому при введении Центробанком новых стандартов бухучета ломбарды объединены с сельхозкооперативами в группу наименее подготовленных к новшествам. Переход на электронную бухгалтерию для них запланирован позже остальных компаний - с первого января 2019 года. Более того, Центробанк организовал бесплатное обучение для отстающих - дистанционные и очные курсы, которыми пока пренебрегают девять ломбардов из десяти: от тысячи с лишним подали заявки на обучение всего 153.

Процентная ставка ломбардов, можно сказать, освящена веками. Старуха-процентщица требовала от Раскольникова гривну за рубль в месяц - десятую часть. "У нас самый низкий процент", - сегодняшняя реклама обещает 0,3 процента в день, то есть девять процентов в месяц. Еще один пример: с учетом ликвидности ломбарды выдают под залог колечка 90 процентов его стоимости, под часы - 20-25 процентов. Все та же старуха Алена Ивановна за серебряные часы, которым красная цена 5-6 рублей, выдавала полтора рубля - ту же четверть стоимости.

Если вернуться в современность, то на уральском рынке заметны два вида ломбардов. Первый, наиболее представительный сегмент (85 процентов) - это классика: организации, зарабатывающие на обороте. Играя с процентом и залоговой стоимостью, они сводят долю невыкупленных вещей к минимуму и принимают в залог только ювелирные изделия. Около десяти процентов рынка занимают ломбарды, напротив, скупающие золото. Они тем или иным образом аффилированы с ювелирным производством, что полностью решает проблему переработки залоговых изделий. Часть из них проросла из трансформированных уличных предложений "куплю-золото-валюту-дорого". Другой сегмент - это небольшие ломбардные отделы в магазинах крупных федеральных ювелирных сетей.

Услуги ломбардов востребованы у экономически активного населения. По подсчетам профильной ассоциации, 80 процентов клиентов - это работающие граждане со стабильной зарплатой

Специфика уральского рынка в том, что у ломбардов в почете исключительно ювелирные изделия. Автоломбарды, которые специализируются на залоге автомобилей, можно пересчитать по пальцам, они занимают меньше трех процентов. Вести такой бизнес, рассуждают эксперты, имеет смысл только в комплексе с автомастерской. Пока же в этом секторе крутится "металлолом из Европы" - машины, по определению не предназначенные для передвижения по дорогам. "Нормальные автомобили в залог не попадают", - таково мнение экспертов.

Хранение мехов - набирающая популярность в Москве и Санкт-Петербурге функция ломбардов - на Урале пока не прижилось: возможно, из-за климата, но, скорее всего, из-за цен на недвижимость, так как арендовать и оборудовать немалые площади под хранилище слишком дорого.

Клиентская база ломбардов - это мечта любого представителя малого бизнеса. Услуги постоянно востребованы среди экономически активной части населения. По подсчетам профильной ассоциации, проведенным с помощью анкетирования, 80 процентов клиентов ломбардов - это работающие граждане со стабильной зарплатой.