30.03.2016 20:41
    Поделиться

    Уральские ломбарды не испугались чистки Центробанка

    Уральские ломбарды выиграли борьбу за положительный имидж
    Начатая Центробанком чистка ломбардов не повлияет на состояние рынка, уверены представители профессионального сообщества. Напротив, он избавится от балласта, а регулятор наконец-то получит полное представление о том, с чем имеет дело.

    "Наконец-то добрались и до ломбардов", - формулирует представитель ЦБ. Пристального внимания главного финансового регулятора эти организации, негласно считающиеся пунктами отмывания "грязных" денег, удостоились не так давно. Два года назад Центробанк начал бомбардировать организации, в названии которых значилось слово "ломбард", письмами с требованиями отчетности - чтобы их пересчитать и отсеять "мертвые души". Участники рынка оценивают количество ломбардов на Урале в 6-8 тысяч. По данным ЕГРЮЛ, на территории, подведомственной Уральскому управлению ЦБ (УрФО плюс Оренбургская, Пермская области и Башкортостан), работают 1176 ломбардов. По этому показателю регион занимает третье место в России после Центрального и Северо-Западного округов.

    - Из общего количества предприятий только 60 процентов регулярно сдают отчетность, с остальными ведется работа. Либо по улучшению дисциплины предоставления документов, либо по ликвидации, - говорит заместитель начальника Уральского главного управления ЦБ РФ Светлана Фурдуй. - Уральским управлением Центробанка уже подано 281 исковое заявление о ликвидации ломбардов, на первое марта суды удовлетворили 122.

    Ранее этот бизнес, можно сказать, считался местечковым анахронизмом, относящимся к сфере бытового обслуживания населения - своего рода склад, куда на время отпуска относили ковры да шубы, чтобы уберечь от воров. Сейчас бизнес переориентировался на финансовый рынок, хотя до сих пор отличается "ретропривкусом". Так, ломбарды в небольших поселениях (это, как правило, семейный бизнес) все еще не обзавелись компьютерами, залоговые квитанции выписывают от руки. Потому при введении Центробанком новых стандартов бухучета ломбарды объединены с сельхозкооперативами в группу наименее подготовленных к новшествам. Переход на электронную бухгалтерию для них запланирован позже остальных компаний - с первого января 2019 года. Более того, Центробанк организовал бесплатное обучение для отстающих - дистанционные и очные курсы, которыми пока пренебрегают девять ломбардов из десяти: от тысячи с лишним подали заявки на обучение всего 153.

    Процентная ставка ломбардов, можно сказать, освящена веками. Старуха-процентщица требовала от Раскольникова гривну за рубль в месяц - десятую часть. "У нас самый низкий процент", - сегодняшняя реклама обещает 0,3 процента в день, то есть девять процентов в месяц. Еще один пример: с учетом ликвидности ломбарды выдают под залог колечка 90 процентов его стоимости, под часы - 20-25 процентов. Все та же старуха Алена Ивановна за серебряные часы, которым красная цена 5-6 рублей, выдавала полтора рубля - ту же четверть стоимости.

    Если вернуться в современность, то на уральском рынке заметны два вида ломбардов. Первый, наиболее представительный сегмент (85 процентов) - это классика: организации, зарабатывающие на обороте. Играя с процентом и залоговой стоимостью, они сводят долю невыкупленных вещей к минимуму и принимают в залог только ювелирные изделия. Около десяти процентов рынка занимают ломбарды, напротив, скупающие золото. Они тем или иным образом аффилированы с ювелирным производством, что полностью решает проблему переработки залоговых изделий. Часть из них проросла из трансформированных уличных предложений "куплю-золото-валюту-дорого". Другой сегмент - это небольшие ломбардные отделы в магазинах крупных федеральных ювелирных сетей.

    Услуги ломбардов востребованы у экономически активного населения. По подсчетам профильной ассоциации, 80 процентов клиентов - это работающие граждане со стабильной зарплатой

    Специфика уральского рынка в том, что у ломбардов в почете исключительно ювелирные изделия. Автоломбарды, которые специализируются на залоге автомобилей, можно пересчитать по пальцам, они занимают меньше трех процентов. Вести такой бизнес, рассуждают эксперты, имеет смысл только в комплексе с автомастерской. Пока же в этом секторе крутится "металлолом из Европы" - машины, по определению не предназначенные для передвижения по дорогам. "Нормальные автомобили в залог не попадают", - таково мнение экспертов.

    Хранение мехов - набирающая популярность в Москве и Санкт-Петербурге функция ломбардов - на Урале пока не прижилось: возможно, из-за климата, но, скорее всего, из-за цен на недвижимость, так как арендовать и оборудовать немалые площади под хранилище слишком дорого.

    Клиентская база ломбардов - это мечта любого представителя малого бизнеса. Услуги постоянно востребованы среди экономически активной части населения. По подсчетам профильной ассоциации, проведенным с помощью анкетирования, 80 процентов клиентов ломбардов - это работающие граждане со стабильной зарплатой.

    Поделиться