- На спрос не жалуемся, хотя средний чек снизился, - признается продавец ювелирного салона, которой некогда скучать: покупателей в торговом зале хватает. - Наиболее активно продаются дорогие изделия с бриллиантами.
По данным Росстата, за прошлый год рынок ювелирных изделий в стоимостном выражении вырос в среднем на 13 процентов, при этом сегмент изделий с бриллиантами добавил свыше 15-ти. В 2016-м ожидают восемь процентов прироста в целом по рынку и не менее 20-ти - в "бриллиантовом" сегменте.
Грех жаловаться и менеджерам только что открывшегося магазина меховой фабрики, где заняты все примерочные. В премиальном сегменте, который занимает около 15 процентов рынка шуб, продажи стабильны, и говорить о падении не приходится.
- Здесь мы наблюдаем проявление эффекта Веблена - одно из исключений из закона спроса, - объясняет экономист Ирина Вахова. - Это показательный спрос, когда предпочтение отдается более дорогим товарам, вне зависимости от их утилитарных качеств.
В таких нерациональных условиях продавец, задрав цену, может позволить себе небрежность в ассортименте. Десятки магазинов торгуют одинаковыми, "среднестатистическими" моделями по практически одинаковым ценам.
- Стремимся минимизировать риски - сокращаем закупки и используем остатки прошлого года, - поделились представители меховой сети. - Цены мы не поднимали. Да, маржа уменьшилась, но для нас важнее сохранить спрос.
Этого достигают с помощью системы предзаказа нестандартных моделей с авансовой оплатой, рекламными акциями вроде "две шубы по цене одной" или, что то же самое, "фантастической скидкой в 50 процентов".
Спрос на меховые изделия подстегнули и разговоры о запуске с 1 апреля 2016 года пилотного проекта чипирования меховых изделий. Обязательная электронная маркировка внедряется Федеральной налоговой службой для борьбы с контрафактом, коего на российском меховом рынке, по некоторым оценкам, до 80 процентов. Впрочем, по последним данным, тотальное чипирование мехов отложили до осени.
Справка "РГ"
Торстейн Бунде Веблен - американский экономист и социолог, своим базовым трудом "Теория праздного класса" (1899) заложивший основы институционализма как научного направления. Другое название эффекта Веблена - эффект сноба, к "вебленовским" товарам относят предметы роскоши.