"Название проекта "Займись делом" как нельзя более соответствует его сути, - считает глава Роструда Всеволод Вуколов. - Это шаг вперед по сравнению с тем, что мы делали по развитию занятости до сих пор. В 2008 - 2009 годы мы активнее стали предоставлять финансирование на открытие своего дела - это могла быть парикмахерская, мастерская, ателье, а на селе ферма. Но этого оказалось недостаточно. Начинающий предприниматель сталкивается со множеством проблем - бизнес нужно зарегистрировать, получить разрешения контролирующих органов, решить вопросы с налогами и страховыми платежами. Люди нам говорили: зарегистрировать предприятие хорошо, но мало, нам нужен реальный пакет, позволяющий вести бизнес. Именно по этому пути мы и собираемся двигаться дальше".
Опыт работы с безработными во время предыдущего кризиса был и положительным, и отрицательным. В течение трех лет (2009 - 2011) было зарегистрировано более 600 тысяч предприятий - это бесспорный плюс, отметил замдиректора Центра профессиональных квалификаций и содействия трудоустройству "Профессионал" Юрий Герций. Тогда же стало понятно: один новый предприниматель в большинстве случаев привлекает к работе еще несколько человек, а значит, таким способом бороться с безработицей куда эффективнее, чем просто создавать места для наемных работников. В то же время, по словам Юрия Герция, устойчивость микропредприятий оказалась невысокой: примерно два из трех через некоторое время функционировать перестали. Например, вновь зарегистрированные фермеры столкнулись с проблемой сбыта и переработки. "Мы должны обязательно учесть негативный опыт и извлечь из него уроки", - отметил эксперт.
Самая большая сложность, с которой сталкиваются начинающие бизнесмены (кроме стартового капитала), это административные барьеры.
"Конкретный пример бизнес-ситуации: человек хочет открыть мини-пекарню, - рассказывает один из авторов идеи, глава Центра реформ государственного и муниципального управления РАНХиГС, член общественного совета при Роструде Андрей Репников. - Но для того чтобы начать работать, ему предстоит решить множество вопросов с примерно двумя десятками организаций. Зарегистрироваться или встать на учет в налоговой службе и социальных фондах, Росстате, открыть расчетный счет в банке. Выполнить требования Роспотребнадзора и противопожарной службы. Подобрать и арендовать помещение. Приобрести и установить оборудование. Нанять персонал. Найти поставщиков сырья и организовать сбыт готовой продукции. Заключить договоры на обслуживание производства от энергоснабжения и до вывоза мусора. И это далеко не полный перечень. У нас сегодня имеется порядка 30 институтов поддержки малого бизнеса - всевозможные фонды, консалтинговые структуры, но большинство начинающих предпринимателей о них не знают. Кроме того, доверие к государственным институтам всегда выше. Поэтому назрела необходимость переформатировать работу службы занятости в сторону активного участия в создании новых микро- и мини-предприятий, новых рабочих единиц".
Задача проекта создать оптимальную среду для тех, кто решил "заняться делом". "Что необходимо? Интегрировать все услуги и ресурсы в рамках одного окна, чтобы весь этот "пакет" человек мог получить, обратившись в службу занятости", - поясняет Андрей Репников.
Первоначально такой механизм предполагается отработать в нескольких регионах, а затем вынести на обсуждение правительства, и если опыт будет положительным, распространить по всей стране, сказал Всеволод Вуколов. Глава Роструда уверен: новая модель может стать основой принципиально нового стандарта работы службы занятости.
Собственно, в некоторых регионах эксперимент уже идет полным ходом. Во многом именно привлечением экономически активных людей, предпочитающих свое дело наемному труду, службе занятости и удалось легализовать в прошлом году более двух миллионов "неформалов".
"Знаете, какой мой главный инструмент сейчас? Соцсети и сайты объявлений, - рассказал "РГ" глава комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Алексей Брицун. - Смотрите, идем на "Авито" в раздел "услуги". Сразу же масса объявлений: вот, например, "установлю программное обеспечение, помогу разобраться с компьютером". Такой системный администратор на дому наш законный клиент. Связываемся, предлагаем зарегистрироваться и работать легально".
По мнению Брицуна, тянуть "за уши" в бизнес безработных, которые не имеют ни желания, ни предпринимательской жилки, было бы неправильно. Нужновходить в контакт с теми, кто уже работает, и помогать им вырасти из надомников-нелегалов в нормальных предпринимателей.
"Одна наша клиентка шила оригинальные подушки. Помогли составить бизнес-план, выбрать оптимальную схему налогообложения, открыть и зарегистрировать мастерскую. Еще одна женщина открывает салон по маникюру, а до сих пор принимала клиенток на дому. Мастерская по ремонту автомобилей, парикмахерская, фирма по перевозке грузов - вот проекты, над которыми мы сейчас работаем, - рассказал Алексей Брицун. - Конечно, мы работаем и с теми, кто сам приходит за помощью в службу занятости. Но и поиски нелегальных предпринимателей в соцсетях - это тоже инструмент. Решаем сразу несколько проблем: уменьшаем количество безработных, экономим на выплате госпособия, ведь многие из них стоят на учете на бирже труда. Помогаем выйти из "тени" тем, кто работает нелегально, а также увеличиваем количество рабочих мест, потому что один "выращенный" предприниматель станет нанимателем еще для нескольких человек".