По данным минздрава, в этом году на обновление парка машин "скорой помощи" понадобится не менее 3,5 миллиарда рублей. Деньги из Резервного фонда выделены. Но сумма может увеличиться и до 5 миллиардов рублей. И этого тоже мало. Каждый год парк "скорых" необходимо обновлять хотя бы на 20 процентов, но регионам закупку медицинских машин не потянуть. Тысяча новых авто с современным оборудованием обходится в три миллиарда рублей.
Круглосуточно на выездах работают 15 тысяч авто. 10 тысяч автомобилей с выработанными сроками, то есть им более пяти лет. Это 70 процентов медтранспорта. Если не обновить парк в ближайшие пару лет, есть риск, что они начнут выходить из строя. На обновление таким образом потребуется 30 миллиардов рублей.
Есть, как минимум, три пути решения проблемы. Первый - ездить на старых машинах, латать и снова ездить. Такой практики сегодня пока придерживаются в большинстве регионов.
Второй - покупать новые автомобили за бюджетные деньги. Третий - частно-государственное партнерство, то есть привлечение бизнеса через услугу аутсорсинга (аренды). Для населения в рамках системы обязательного медицинского страхования вызов "скорой" в любом случае остается бесплатным.
Опыт третьего пути у нас тоже есть. 10 регионов, среди которых Пермский край, Ульяновская, Архангельская, Вологодская области, несколько лет работают по принципу аутсорсинга, передавая транспортные услуги "скорых" предпринимателям. В Ульяновске и Пермском крае в эксплуатации находится 110 частных авто. В остальных регионах действуют еще 500 машин. Конечно, капля в море, но опыт ценный, его можно проанализировать и выбрать лучший вариант.
Суть одна: вместо покупки новых машин станции скорой помощи арендуют их у частной компании. Это обходится в десять раз дешевле. То есть можно "поставить в строй" в десять раз больше новых авто. И не заботиться о зарплатах водителям, бензине, ремонтах и страховках.
По мнению автора инициативы российского бизнесмена Евгения Фридмана, за счет эффективной системы управления, которой пока нет в государственном здравоохранении, частник может за меньшие деньги и машину новую предоставить, и купить топливо, и заплатить зарплату. Пермский край за девять лет аутсорсинга "скорых" сэкономил около 300 миллионов рублей, Ульяновская область - аналогичную сумму.
"В нынешних сложных экономических условиях не обязательно брать деньги из бюджета, можно смело внедрять аутсорсинг. Экономия в разы очевидна", - соглашается профессор кафедры труда и социальной политики Российской академии государственной службы при президенте РФ Александр Пиддэ. По его словам, пользу от этого получают все: регионы за счет того, что не покупают машины, а лишь транспортную услугу в пределах финансирования и выстроенной модели эффективного расходования бюджетных средств. Пациентам же все равно, на какой - частной или государственной - машине "скорой помощи" их доставят в больницу. Главное, чтобы машина была вовремя на месте. А поскольку авто новые, без перебоев работают на линии, это позволяет существенно сократить время ожидания приезда "скорых".
А соблюдение всех этих условий зависит от качества контрактов. И контроля за их соблюдением. Для этого надо будет вносить поправки в законодательство, которое регулирует организацию неотложной медпомощи. Предусмотреть меры ответственности за нарушение требований, предъявляемых к оказанию такой помощи, а также к автомобилям скорой медицинской помощи в случаях передачи функций "извозчика" негосударственным организациям. Предстоит определиться и с санкциями при нарушении контрактов. Здесь тоже опыт уже есть. Например, в одном из регионов в договоре на услуги частных "скорых" предусматривается в случае их задержки более чем на 10 минут неустойка в размере ста процентов платы, установленной за один час аренды автомобиля. Неустойка начисляется за каждый полный и неполный час.
Отсутствие водителя во время вызова бригады "скорой" на рабочем месте более пяти минут также карается материально. Размер штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств устанавливается в размере 5 процентов от цены контракта. Плюс пени за каждый день просрочки.
Оговариваются и случаи вынесения контролирующим органом предписаний частным "скорым". Допустим, в случае претензий Фонда обязательного медицинского страхования, бизнес возмещает убытки в сумме всех претензий.
Есть у аутсорсинга и минусы. Они связаны с риском банкротства компаний, завышения арендных расценок. Тут вся бюджетная экономия может пойти прахом. Нужна конкуренция. Получится? На российском рынке работают около пяти крупных транспортных компаний. Так что надо еще, чтобы в регионах появилось несколько новых предприятий.
Владимир Назаров, директор Научно-исследовательского финансового института минфина России:
На сегодняшний день в России прослеживается явная тенденция становления сферы здравоохранения на "рельсы" частного бизнеса. Государство дает возможность частным медицинским учреждениям участвовать в системе обязательного медицинского страхования. Таким образом, коммерческая медицина получает прямую финансовую поддержку от государства и может развиваться более активно.