Юрий Александрович, все привыкли, что у прокуратуры с некоторых пор остались в основном надзорные функции. Но вдруг мы увидели, что прокуроры могут отправлять на скамью подсудимых опасных преступников, которые защищены иммунитетом, связями и еще бог знает чем. Это новое направление в работе прокуратуры?
Юрий Пономарев: Нет. Преступная группа депутата Екатеринбургской думы Кинева, которая убила пенсионерку, чтобы завладеть ее квартирой, была изобличена в результате совместных действий нескольких правоохранительных ведомств, в том числе и прокуратуры. Вот это слаженное взаимодействие и обеспечило успех.
А что касается сужения функций прокуратуры лишь до надзора, то это очень упрощенная точка зрения. За год в уральском округе прокурорами выявлено почти 240 тысяч нарушений законов практически во всех отраслях жизни общества и государства.
И все же, как стало возможным, что через столько лет после громкого дела "авторитетного" екатеринбургского депутата Александра Хабарова, который в итоге скончался в камере, мы снова видим на этот раз уже екатеринбургских депутатов-убийц? Может, Урал в этом смысле какой-то особенный?
Юрий Пономарев: Урал точно такой же, как и остальные регионы страны. Да, дело Кинева прогремело на всю страну, а сколько дел, доведенных до суда, остались в тени общественного мнения. А ведь они не менее интересны. Например, дела коррупционной направленности.
Причем впервые в округе прокуроры предъявили в суды иски об обращении в доход государства имущества, по которому не доказана законность средств для его приобретения.
В Ивделе с сотрудницы регионального ГУФСИН, которая за 2 миллиона рублей купила себе автомобиль и не представила сведения об источнике дохода, взыскали денежный эквивалент стоимости машины. По аналогичным основаниям в Нижневартовске прокурор направил в суд иск об обращении в доход государства квартиры замначальника отдела местного управления МВД.
Еще один антикоррупционный рычаг, активно применявшийся в минувшем году - привлечение к административной ответственности хозяйственных структур и их руководителей, в чьих интересах совершаются коррупционные нарушения. За год в округе по инициативе прокуроров почти 450 нарушителей понесли наказание - а это, как правило, многотысячные штрафы.
А если говорить о преступлениях особой тяжести…
Юрий Пономарев: Есть дела и террористической направленности, которые, возможно, в силу территориальной удаленности от центра не прогремели на федеральном уровне.
Например, 18 февраля 2016 года, в Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры завершен суд по уголовному делу в отношении участников организованной преступной группы Абдулы Магомедалиева и Ризвана Агаширинова.
Расследование осуществлялось 4-м следственным управлением ГСУ СК России под непосредственным надзором управления Генпрокуратуры РФ в Уральском федеральном округе.
Суд установил, что 25 апреля 2014 года бандиты совместно с еще четырьмя сообщниками организовали и подготовили теракт в городе Пыть-Яхе. Начинили самодельную бомбу резаными гвоздями, но не смогли взорвать по независящим от них причинам. Брали бандитов тоже интересно. Например, Магомедалиева вычислили в Нижневартовске. При проверке документов он попытался сбежать и несколько раз выстрелил в полицейских из пистолета, а затем, скрываясь от преследования, спрятался в чужой квартире. Под пистолетом Магомедалиев на протяжении нескольких часов удерживал семью из четырех человек, включая новорожденного ребенка, однако в ходе проведенной спецоперации был задержан.
Суд дал ему 20 лет колонии строгого режима, а его подельника приговорил к 16 годам. Уголовное дело в отношении четырех их соучастников, скрывающихся за рубежом, выделено в отдельное производство.
Прямо детектив. Казалось бы, русские севера, а как на Кавказе.
Юрий Пономарев: Повторюсь, Урал болен теми же болезнями, что и вся остальная страна.
Приведу еще пример, за который уральской прокуратуре не стыдно. 30 декабря 2015 года Свердловский областной суд вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении наемного убийцы Сергея Спицына.
В июле 2013 года Спицын по заказу своего знакомого, занимавшегося нелегальной обналичкой денег, убил местного предпринимателя за гонорар в 500 тысяч рублей.
А все из-за того, что предприниматели поссорились, и один заказал другого. После получения заказа Спицын с тремя дружками обманом выманил потерпевшего из дома и на автомобиле Chevrolet Cruze привез в безлюдную местность возле Арамильского тракта. Там он нанес жертве три десятка ножевых ударов.
Следствие установило, а гособвинению удалось убедить суд в правильности версии убийства. Спицын получил 18 лет колонии строгого режима.
Но это вы говорите о простых уголовниках. Были ли дела подобные делу Кинева, когда речь шла о людях, обличенных властью, со служебными удостоверениями?
Юрий Пономарев: В самом конце декабря прошлого года Центральным районным судом Челябинска вынесен обвинительный приговор по уголовному делу Александра Захарчева, Максима Кондратенко и Романа Маркова. Эти деятели использовали свои служебные опыт и возможности, чтобы похищать деньги со счетов юрлиц.
Захарчев занимал должность старшего оперуполномоченного отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Челябинску. Кондратенко - также бывший сотрудник органов внутренних дел. Марков - бывший судебный пристав.
Они изготовили поддельные удостоверения комиссии по трудовым спорам одного предприятия, которые в соответствии с законодательством являются исполнительными документами, влекущими обязательное принудительное перечисление денежных средств. Документы преступники предъявили в межрайонный специализированный отдел судебных приставов Челябинска по исполнению актов судов под предлогом взыскания в пользу сотрудников организации задолженности по заработной плате в сумме 9,89 млн. рублей. По итогам судебного разбирательства все трое признаны виновными за попытку мошенничества в особо крупном размере.
А какие из 240 тысяч нарушений, выявленных уральской прокуратурой в прошлом году, наиболее типичные?
Юрий Пономарев: С учетом непростой социально-экономической обстановки, главное направление - в отношении уязвимых слоев населения, на которых экономические неурядицы отражаются наиболее болезненно. Значительное число нарушений пресечено в сфере труда и занятости, ЖКХ, жилищных правоотношений, в реализации прав пенсионеров, детей-сирот и инвалидов. Вскрыто множество фактов игнорирования антикоррупционных законов, ущемления прав предпринимателей.
Арсенал применявшихся мер весьма разнообразен: принесено около 20 тысяч протестов, внесено 40 тысяч представлений, предъявлено более 50 тысяч исков. Более 35 тысяч нарушителей понесли дисциплинарную ответственность, еще 22 тысячи подвергнуты административным взысканиям. Кроме того, по материалам прокуратуры возбуждено свыше 1300 уголовных дел.
Замечу, все эти меры - не только инструмент возмездия для виновных, но способ упреждения новых нарушений. С той же целью 12 тысяч должностных лиц руководящего ранга были предостережены о недопустимости нарушений закона.
Материал публикуется в авторской редакции