29.03.2016 22:00
    Поделиться

    Вокруг приватизации "Алмазного мира" сложилась конфликтная ситуация

    Вокруг приватизации "Алмазного мира" складывается конфликтная ситуация
    В конце 2015 года Росимущество инициировало приватизацию принадлежащего ему контрольного пакета (52,37%) акций ОАО "Алмазный мир". Вторым крупным собственником "Алмазного мира" является алмазодобывающая компания АЛРОСА, которой принадлежит 47,4% акций. Стартовая цена госпакета, как отмечают СМИ, была определена в 740 млн рублей. Формально основным активом предприятия, по оценкам Российского аукционного дома, является офисное здание площадью 46,9 тыс. кв. м рядом с метро "Речной вокзал". Также у ОАО есть гаражный комплекс на 1,1 тыс. кв. м и склад на 179,4 кв. метров.

    Однако подлинная ценность "Алмазного мира" заключается отнюдь не в недвижимости. Это предприятие является ключевым элементом в логистической схеме российского экспорта-импорта драгоценных металлов и камней - на площадях "Алмазного мира" осуществляется 90% таких операций. Здесь расположен таможенный спецпост, через который оформляются драгоценные грузы, имеются представительства Гохрана России и ФКУ "Пробирная палата России". Финансовые потоки исчисляются миллиардами долларов (годовая выручка АЛРОСА около 4 млрд долларов - весь экспорт алмазов идет через "Алмазный мир"), а экспортно-импортные операции с драгоценными металлами и камнями по вполне понятным причинам находятся в сфере особого государственного контроля. Сегодня вокруг приватизации "Алмазного мира" складывается конфликтная ситуация.

    Поскольку, по данным СМИ, главным претендентом на госпакет "Алмазного мира" является таможенный брокер ООО "ТБСС", резонно предположить, что сторонником скорейшей приватизации выступает Сергей Хирьяков, основной владелец брокера (86,5% по данным ЕГРЮЛ). ООО "ТБСС" занимает главенствующее положение на рынке услуг по оформлению и транспортировке драгоценных грузов. Бессменным куратором ОАО "Алмазный мир" с 2002 года является заместитель руководителя Гохрана России Андрей Кутепов. (Именно в этот период положение ООО "ТБСС" создавалось и укреплялось.)

    История этого своеобразного монополизма тоже восходит к 2002 году, когда руководителем Гохрана России был подписан приказ N25 от 08.04.2002 г. "Об обеспечении государственного контроля". На основании этого документа на площадях "Алмазного мира" размещались государственные контролеры Гохрана России. Контроль возлагался на первого заместителя руководителя Гохрана России А. Кутепова. Приказ был выполнен, но с одним любопытным нюансом. Чиновники стали работать на площадях, которые у "Алмазного мира" арендовало ООО "ТБСС". Под крылом у ООО "ТБСС" стал работать и таможенный спецпост, и контролеры Гохрана России, и подразделения Пробирной палаты. То есть государственных контролеров комфортно разместили на частном предприятии, которое они были призваны контролировать. Причем разместили абсолютно безвозмездно. Таким образом, ООО "ТБСС" заняло привилегированное положение на рынке услуг по оформлению и транспортировке драгоценных грузов. Клиенты отлично понимали, что у ООО "ТБСС" нет и не будет проблем с контролирующими инстанциями.

    Такое тесное взаимодействие вызвало обоснованную критику сразу с нескольких сторон. Представитель таможенного брокера ЗАО "СТС" прямо говорил о том, что Гохран России лоббирует интересы ООО "ТБСС", которое благодаря ему имеет, дескать, монопольное положение. Генпрокуратура РФ отмечала: "...использование на безвозмездной основе недвижимого имущества поднадзорных и подконтрольных организаций, обеспечение за их счет оборудованием, компьютерной и иной техникой, освобождение от оплаты коммунальных услуг, создает предпосылки для коррупционных проявлений при осуществлении контрольных функций за переработкой, инвентаризацией, сохранностью драгоценных металлов и камней, в том числе сокрытия возможных фактов их хищения (растраты)". Счетная палата РФ также отмечает факты безвозмездного использования нежилых помещений на предприятиях, что вызвало вопросы.

    Но все претензии господами Хирьяковым и Кутеповым успешно игнорировались на протяжении многих лет, и их своеобразное "частно-государственное партнерство" процветало.

    Сегодня ООО "ТБСС" считается претендентом N1 на покупку госпакета "Алмазного мира". Совершенно очевидно, что в случае успеха альянс Хирьяков - Кутепов обеспечит полную "непробиваемость" своих монопольных позиций.

    Не следует забывать, что госсобственность может быть приватизирована, а государственные интересы - нет

    Перспектива такой приватизации вызывает серьезное беспокойство у чиновников минфина, отвечающих за надзор над оборотом драгоценных металлов и камней. "Покупка контрольного пакета акций ОАО "Алмазный мир" незаинтересованным инвестором, - говорится в официальном письме минфина, - может привести к остановке импортно-экспортных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями и потере государственного контроля... Учитывая стратегическую важность налаженной схемы функционирования таможенно-логистического терминала и Алмазного центра, действующего на территории ОАО "Алмазный мир"... Минфин России считает необходимым перенести проведение указанного аукциона на более поздний срок - до решения вопроса о выделении государственным органам соответствующих площадей".

    Возможно, что описанные противоречия могли бы быть разрешены в ходе дискуссий в профессиональной среде, но события приняли совершенно неожиданный оборот.

    25 декабря 2015 года на сайте информационного агентства "Московский монитор" появилась статья "Эрдоган и его российские "братья". В этом "журналистском расследовании" идет речь о том, что, выкорчевав в корне у нас в стране систему контроля за хищениями и контрабандой драгметаллов на предприятиях и в высоких кабинетах, мы, дескать, подкармливаем недружественного нам Эрдогана с семьей и запрещенную в России террористическую организацию "Исламское государство". При этом в статье со странной навязчивостью упоминаются некие должностные лица минфина (или господа "с похожими голосами"). И у читателя может сложиться впечатление, что именно благодаря их, мол, закулисным манипуляциям рынок драгметаллов в стране находится в плачевном состоянии.

    Характерно, что эти, прямо скажем, недвусмысленные намеки моментально были подхвачены зарубежной прессой, имеющей четко выраженную антироссийскую направленность. Следует отметить, что эта публикация продолжила массированную кампанию в "желтых" СМИ, которая продолжается и по сей день, и в орбиту которой вовлекается все больше участников.

    Учитывая время выхода этой публикации, ситуацию с приватизацией "Алмазного мира" и перечень "атакованных" персон, вопрос - откуда "растут ноги" этой "сенсации", представляется риторическим. Гораздо интереснее другое: люди, причастные к появлению публикации, скорее всего прекрасно осведомлены о регуляторных механизмах работы мировых рынков драгоценных металлов и камней, направленных на подавление активности террористических и криминальных организаций. На алмазном рынке функционирует т.н. "Кимберлийский процесс", в соответствии с требованиями которого, страна, заподозренная в финансировании терроризма за счет сделок с алмазами, подвергается санкциям и лишается возможности экспорта-импорта алмазов. На рынке золота есть отраслевые соглашения о т.н. "цепочках ответственности". Например, в США любой производитель ювелирных изделий обязан гарантировать, что золото, которое он использует, не произведено в странах, по каким-либо причинам попавших под американские санкции. Есть влиятельный Совет по ответственной ювелирной практике (Responsible Jewellery Council, RJC), есть Лондонская ассоциация торговли золотыми и серебряными слитками (London Bullion Market Association, LBMA), наконец есть FATF (межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег). Все эти организации тщательно отслеживают сообщения о нарушении цивилизованных норм оборота драгметаллов и камней и не приходится сомневаться, что публикациям об утечках российского золота в адрес ИГ они могут уделить соответствующее внимание. Что это означает, в условиях сегодняшней международной напряженности? Вряд ли люди, готовившие публикацию для "Московского монитора", не могли не прогнозировать неприятные для страны последствия. Может, именно такое развитие событий и является настоящей целью публикации?

    В одной из социальных сетей господин Хирьяков утверждает, что является председателем совета директоров компании "Brink s Russia", а портал ALLBANKS.RU сообщает, что бенефициарами НКО "Бринкс", входящей в группу компаний "Brink s" , являются Brink s Dutch Holdings, B.V. (доля участия - 70%) и Хирьяков Сергей (доля участия - 30%). То есть не будет большим преувеличением утверждать, что бизнес - интересы господина Хирьякова и компании "Brink s" пересекаются самым незамысловатым образом.

    "Brink s Company" - весьма интересная фирма. Ее штаб-квартира зарегистрирована в штате Вирджиния (США), а филиалы - в 100 странах мира. Компания позиционирует себя как частное охранное предприятие, специализирующиеся на транспортировке ценных грузов. По финансовым показателям "Brink s" входит в пятерку крупнейших частных охранных компаний мира. Кадровую основу "Brink s" составляют выходцы из силовых структур и разведсообщества США. Президентом "Brink s" является Томас Шивельбейн, в недавнем прошлом - один из директоров оборонного концерна "Нортроп Грумман", поддерживающий дружеские отношения с министром обороны США Эштоном Картером, известным сторонником антироссийских санкций. Правой рукой Шивельбейна и вице-президентом "Brink s" является полковник Михаель Бийч, судя по некоторым моментам его биографии, отдавший 25 лет службе в РУМО - американской военной разведке. А предшественник Шивельбейна на посту президента "Brink s", Михаель Дэн - один из влиятельных функционеров Республиканской партии США, чья позиция в отношении антироссийских санкций хорошо известна. Так что у господина Хирьякова, через которого проходит 90% экспорта российских драгметаллов и алмазов, весьма солидные партнеры.

    Приватизация, безусловно, процесс "увлекательный и волнующий". И в ходе этого процесса весьма велик соблазн попытаться перекроить полномочия госконтроля и повлиять на кадровые решения. Вот только не следует забывать, что госсобственность может быть приватизирована, а государственные интересы - нет.

    Поделиться