Испанский судья объявил в розыск заместителя главы ФСКН России

За неуместную шутку восприняли в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) информацию, пришедшую накануне из Испании. Судья Центрального следственного суда этой страны Хосе Де ла Мата Амайя посчитал, что заместитель директора ФСКН Николай Аулов, руководитель Оперативно-разыскного департамента спецслужбы, связан с деятельностью преступного сообщества, которое, по версии испанской полиции, возглавляли лидер тамбовской ОПГ Геннадий Петров и главарь "малышевской" ОПГ Александр Малышев.

В отношении Аулова было вынесено решение о его аресте и объявлении в розыск. Материалы на него были переданы в штаб-квартиру Интерпола, которая срочно запустила процедуру по организации международного розыска.

В госнаркоконтроле корреспонденту "РГ" заявили, что расценивают эту скандальную новость как попытку дискредитировать российские правоохорганы. И рассказали, каким образом именно в Испании всплыло имя заместителя главы ФСКН.

Напомним, в декабре прошлого года испанский суд выдвинул обвинение 26 гражданам России, Украины и Испании в участии в преступном сообществе и "отмывании" сотен миллион евро. Все они были арестованы в июне 2008 года в ходе операции "Тройка". Тогда в Малаге 400 гвардейцев короля задержали два десятка россиян, среди которых были в основном петербуржцы, в том числе знаменитые, так сказать, силовые предприниматели 90-х Геннадий Петров и Александр Малышев, взявший себе фамилию своей пятой жены - Гонсалес.

В захвате были задействованы броневики, вертолеты, катера и овчарки. Во главе операции стоял судья Национальной судебной палаты Бальтасар Гарсон. Он заявил, что русские отмывали на Средиземном море капиталы. С каждым его выступлением в СМИ грехи задержанных росли - от убийств до влияния на политиков. Все, включая воспитательниц их детей и их испанских адвокатов, были арестованы. Малышев оказался в тюремном спецблоке вместе с баскскими террористами. По его словам, на прогулки его водили шесть охранников и первый месяц не давали зубную щетку, считая, что и из нее он сможет смастерить оружие.

Чуть позже арестованные начали выходить под залог. Дело о "русской мафии" стало покрываться паутиной, и репортеры потеряли к нему интерес. Около пяти лет Малышев, Петров и окружение, вместе с семьями, жили в своих арестованных особняках. Порой, требуя от испанских властей хоть каких-нибудь процессуальных действий по делу против них. Местные таксисты уже научились чуть-чуть зарабатывать на показе их поместий. При этом с момента штурма, например, Малышев, не был допрошен ни разу.

Петров также был отпущен под залог, ему даже разрешили выехать на некоторое время в Россию. По истечении срока в Испанию он не вернулся и сейчас объявлен в международный розыск. Обвиняемые должны были в конце января этого года лично явиться в суд и, в случае, если они хотят остаться на свободе, каждого обязали внести залог в размере 133 миллионов евро. Но в назначенный день на слушания прибыли только несколько человек. В отношении отсутствующих судья вынес постановление об их заочном аресте и объявлении в международный розыск.

В ФСКН заявили, что Аулова не пытались допросить даже на территории России. Кроме того, он никогда не имел в испанском деле статуса подозреваемого или обвиняемого, в материалах нет никаких предпосылок к его уголовному преследованию. Более того, Аулов в декабре 1992 года, будучи заместителем руководителя регионального управления по борьбе с организованной преступностью, возглавлял операцию, в ходе которой было задержано 17 участников ОПГ во главе с Петровым.

В ведомстве не исключают, что пойманные Ауловым преступники пытаются ему таким образом отомстить, давая ложные показания испанскому правосудию.

В 452-страничном обвинительном заключение Антикоррупционной прокуратуры Мадрида содержится, по свидетельству испанских СМИ, фамилии и нескольких влиятельных российских чиновников и бизнесменов. Все они якобы были связаны с Малышевым и Петровым. Малышев также скрывается в Испании. По версии следствия, подозреваемые с 1996 года занимались легализацией средств, полученных от преступной деятельности, и контролировали тамбовскую и "малышевскую" криминальные группировки через посредников и подчиненных лиц.

Однако подробности, по информации местных СМИ, насколько реальны эти обвинения, неизвестны: досье на "русскую мафию" засекречено испанской антикоррупционной прокуратурой. Известно только, что российские чиновники и бизнесмены, среди которых есть и фамилия Аулова, не являются фигурантами дела и не подлежат вызову в испанский суд. Так что непонятно, на каком основании заместителя главы ФСКН испанцы посчитали связанным с русской мафией и, более того, объявили в международный розыск. 

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"