"РГ - Неделя" публикует отрывки из его выступления.
...Работа законодателей имеет огромное, если хотите, духовное значение для народа, потому что, издавая закон, вы не ограничиваетесь лишь формальным результатом - документом... Вы производите определенное движение в умах и в сердцах людей. Поэтому от качества вашей работы, от того ... насколько результаты вашей работы отвечают проблемам, а иногда страданиям людей, зависит очень многое.
...Поэтому помимо образования и политического опыта у каждого из вас должно быть доброе сердце. А это понятие духовное, и никаким образованием, никаким опытом, никакой политической конъюнктурой сделать человека добрым невозможно.
Думаю, абсолютное большинство горожан хочет, чтобы депутаты были добрыми. Не слабыми, а добрыми! Это означает, что законы должны проходить не только через ваш ум, но и через ваше сердце...
Очень важно, что вы не просто пишете законы, но и встречаетесь с избирателями. ...Думаю, что каждый политик, который берет на себя риск и ответственность говорить от лица народа, обращаться к народу, должен в первую очередь иметь высокий рейтинг у самого народа, причем рейтинг не искусственный (а это, как мы знаем, вопрос технологии), а естественный, когда о тебе хорошо говорят в каптерках. А говорят ... о честных, о принципиальных, о добрых, о сострадательных.
... Задавайте вопросы, в том числе о своей работе... Это не значит, конечно, что вы услышите абсолютно рафинированную правду..., но в этих сигналах может быть много важного. Это не шумы - это сигналы. Шум там, где пропаганда, где реклама, где создаются искусственные схемы. А сигнал исходит от реального человека...
Мы знаем, как много замечательных памятников архитектуры исчезло в результате того, что происходило в Москве в 50-е и 60-е годы. Вспоминаю свое первое посещение Москвы в 1955 году. <...> То, что происходило в городе, понял даже я, будучи 10-летним ребенком: сносились здания. В районе Арбата экскурсовод рассказывал: "... Все здесь будет снесено и построен прекрасный, светлый проспект, который будет рассекать весь город". Мы ехали с мамой, и я спросил: "Мама, а как же эти дома?" - "Да, сыночек, их, наверное, снесут". И действительно, все снесли и построили проспект Калинина, который москвичи назвали вставной челюстью Москвы.
...А если бы те замечательные здания сохранились? Это был бы дивный исторический центр Москвы с ресторанчиками, магазинчиками, прекрасными двориками, где отдыхали бы люди...
...Традиция - это не все прошлое. Мы ведь выкидываем мусор из дома, мы же не сохраняем все, что остается от прошлого. Но если мы начнем в мусорное ведро выбрасывать письма своих родителей, замечательные фотографии, все то, что связывает нас с прошлым, это же преступление! Это преступление, когда то же самое происходит в рамках города и страны.
... Я говорю: берегите старую Москву, пожалуйста! Никакие утилитарные цели не должны подтолкнуть к тому, чтобы разрушались старинные сооружения, здания, памятники, потому что в Москве очень мало всего осталось. Мы любим Москву, но, как сказал мне один просвещенный европеец, "ну да, Кремль, несколько кварталов, а дальше-то что?"...
Вот и у вас напротив небоскреб построили. Но ни один человек не приедет в Москву, чтобы посмотреть на этот небоскреб. ...Поедут в Сингапур, Гонконг, Дубай...
... Я отношусь к числу тех, кто считает, что к переименованию нужно относиться очень осторожно. Переименование - дело всегда непростое...
Но ... нельзя, чтобы в городе, в его топонимике сохранялись имена преступников и террористов. Я имею в виду Войкова. Совершенно непрофессионально был проведен этот опрос. Никто ничего не мог отследить - кто, сколько раз и какие кнопки нажимал... Но если место названо в честь того, кого можно прямо назвать убийцей и террористом, то что это будет означать для молодых людей, которые узнают о жизни этого человека? ...
Я против сноса памятников. Все это должно делаться разумно... Это не значит, что все относящееся к советской эпохе нужно переименовывать, как опять-таки соседи делают, ведь имена тех, кто служил Отечеству, кто работал на страну, вне зависимости от политической системы, нужно сохранять. Это достойные люди, мы знаем многих военачальников, академиков, писателей, простых рабочих, и упаси Бог касаться их памяти. Но это не значит, что со словами "не трогайте эпоху" можно сохранять имена тех, кто запятнал себя невинной кровью.
Сегодня очень много, как теперь говорят, вызовов бросается самой идее жизни двух людей во единой плоти, тому, что мы называем таинством брака. Это действительно тайна, как два человека, которые никогда друг друга не знали, встречаясь, чувствуют такое влечение друг к другу, которое вытесняет все... О теме любви много пишется и говорится. Но если взглянуть на это с философской точки зрения, то что происходит в сознании человека? Апостол Павел в послании к Коринфянам произносит замечательные слова: "Любовь не завидует, не гордится, не мыслит зла" (см. 1 Кор. 13:4-5).
А теперь давайте зададим вопрос: при каких условиях человек может не гордиться собой? При каких условиях у человека не может быть зависти к другому? При каких условиях радость и успехи другого будут восприниматься с бОльшим удовлетворением, чем свои собственные? А ведь в настоящей любви так и происходит. Ведь супруги друг другу не завидуют, если друг друга любят, и не клевещут, и не гордятся друг перед другом. И мне кажется, такое возможно только в том случае, когда в центр своей жизни вы ставите другого человека. ... Как вы можете гордиться перед другим человеком, когда он в вашем сердце?
...Что происходит, когда ... невидимые врата сердца открываются и туда входит другой человек, занимая центральное место в жизни? У меня есть только один ответ: это дар Божий. Рационально тут ничего объяснить невозможно.
Конечно, играет некоторую роль внешность человека, предрасположенность людей друг ко другу. Но ведь когда этот "солнечный удар" в хорошем смысле слова происходит, когда меняется природа человека, когда в его жизни появляется кто-то другой, занимающий центральное место, так что во имя любви к нему ты и жизнь свою отдашь, конечно, это дар Божий.
Современная цивилизация делает все для того, чтобы человек утратил способность любить другого - такова вся эта светская философия, поставляющая самого себя в центр жизни. Я уже имел возможность сказать на эту тему в проповеди - какой шум поднялся! ... А ведь я сказал простую вещь, не ставя под сомнение права человека, я лишь сказал, что если человека сделать абсолютным мерилом истины, то истины не будет. Потому что сколько голов, столько и умов. И если, кроме собственных прав, у человека нет иных идеалов, то использовать их он будет в первую очередь для того, чтобы самого себя удовлетворять. В контексте такой философии, философии, как я ее назвал, человекобожничества, когда человек делается богом, никакой любви быть не может. Любовь может быть только там, где сердце открывается другому. ...Но ведь любовь уходит из жизни. Еще совсем недавно жизнь без разводов была абсолютной нормой. И не буду современную статистику приводить - вы лучше меня знаете. Что с человеком происходит? Почему в какой-то момент времени он вдруг теряет способность удерживать в своем сердце другого в качестве центра жизни?
Что же можно сделать в рамках государственной политики? Очень многое! Нужно думать о нравственном воспитании молодежи. Нужно защищать всеми силами брак и семью. Нужно, чтобы на эти ценности вновь стали работать наш кинематограф, наше телевидение. Посмотрите телевизионные программы, ведь все об одном и том же: измены, обман, деньги. ... И как же мы хотим, чтобы человек удержал другого в центре своей жизни? А ведь только это и есть любовь. Когда же появляются дети, возникает тема самоограничения: человек должен отдать часть своей жизни, чтобы воспитать детей... Поэтому все сегодня должно работать на семью, и законы должны защищать семью. Наша культура, наше искусство должны снова вернуться к идеалу семейных ценностей. У нас есть прекрасные мастера - и режиссеры и актеры замечательные, так что можно делать прекрасные фильмы, которые будут захватывать человека и являть ему идеал. Если всем этим заниматься не будем, то и семьи не будет. А если семьи не будет - любви не будет. Тогда человек превратится в одинокое страшное существо, которое теряет разум всякий раз, когда ему что-то не понравится.
Заголовок и подготовка к печати - от редакции.