До этого времени на территории полуострова деятельность таксистов законодательно не регулировалась. Теперь же они должны получить разрешение, которое выдается на каждую машину на пять лет. Все они заносятся в открытый реестр, так что отныне крымчане смогут узнать, какая компания работает легально, а какая - нет.
За два месяца минтранс Крыма выдал разрешения всего на 94 авто - их получили девять индивидуальных предпринимателей и два юрлица, в то время как, по некоторым данным, в Крыму более 10 тысяч машин заняты в сфере частного извоза. У столь скромных показателей две причины. Первая: судя по всему, крымские таксисты не спешат "выезжать" из тени. Вторая: транспортное ведомство еще не до конца наладило работу и не успевает принять заявки от всех желающих. По словам представителей отрасли, минтранс принимает документы на выдачу разрешений всего два дня в неделю, а очереди желающих легализоваться большие - в Симферополь приезжают таксисты со всего полуострова.
Выход из тени подразумевает выполнение определенных требований к машине, водителю, обслуживанию пассажиров. Так, автомобиль должен быть не ниже второго экологического класса, оборудован ремнями безопасности, таксометром, детским автокреслом и табличкой с надписью "парк", которая размещается в верхней части лобового стекла. К слову, первоначально законотворцы хотели обязать владельцев такси перекрасить машины в белый или желтый цвет, но после бурного возмущения водителей решили, что авто может быть любой окраски.
Разрешение на такси выдается только юридическим лицам. Это ставит перед частниками, не желающими работать в той или иной фирме, непростую задачу - им нужно открывать ИП или ООО. Регистрация и ведение предпринимательской деятельности влекут за собой существенные затраты.
- Легальная работа требует больших денег. Например, чтобы зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель (ИП), надо оформить страховой полис ОСАГО или КАСКО. А таксистам страхование автомобилей обходится дороже, чем другим владельцам транспортных средств, - в Крыму это около 8000 рублей, - говорит директор крымской компании Виктор. - Плюс страховка на пассажира, госпошлина за разрешение - еще 1,5 тысячи рублей. И это помимо всех налогов и сборов, которые должен заплатить предприниматель.
По подсчетам таксистов, легальная деятельность индивидуальному предпринимателю обходится примерно в 50 тысяч рублей в год. Не меньшие расходы несет и юрлицо, предоставляющее услуги такси. Предприятие должно официально трудоустроить водителей, а также оформить страховки и заплатить за лицензию на каждую машину.
К тому же легальные такси, которые видно на дорогах по опознавательным знакам - шашечкам, за различные нарушения могут оштрафовать на сумму от 30 до 50 тысяч рублей.
Представители таксомоторной отрасли Крыма, с которыми удалось пообщаться "РГ", утверждают, что хотят работать легально, и выступают за наведение порядка на региональном рынке. Вместе с тем они признают: с каждым годом им все сложнее конкурировать с нелегалами.
В сложной ситуации сегодня оказались крымские компании с собственным автопарком. Серьезную конкуренцию им создают диспетчерские службы. Они работают по следующей схеме: диспетчеры, находящиеся нередко за пределами Крыма - в Кривом Роге, Краснодаре или Ростове, принимают от клиентов заказы и передают их крымским водителям. Ответственность за качество сервиса и безопасность пассажиров такие службы не несут, поскольку предоставляют только информационные услуги. А большинство водителей, с которыми они сотрудничают, занимаются извозом без каких-либо разрешительных документов. По некоторым данным, по такой схеме только в Симферополе работают более 2000 человек.
Местные таксисты не прогнозируют повышение тарифов в связи с получением разрешительных документов. А крымские власти отказались от идеи регулировать цены на перевозки в этой сфере.
- Вряд ли таксомоторные предприятия будут повышать стоимость услуг, потому что в этом случае они проиграют
в конкурентной борьбе тем же диспетчерским службам. Цену формирует рынок, - говорит директор компании ТНН Александр Царегородцев.
Действительно, поездка на заказанном через диспетчерскую службу такси часто обходится крымчанам дешевле, чем на авто местных предприятий. Ведь первым не надо тратиться на содержание транспорта, механика и так далее. Поэтому последние вынуждены уходить в нишу обслуживания корпоративных клиентов. Они заключают с юрлицами договоры о предоставлении услуг и работают с ними по безналичному расчету. "Теневые" перевозчики и диспетчерские службы в этом сегменте работать не могут.
- При оказании услуг такси физическим лицам в эконом-сегменте больше оборот и больше заказов, но и конкурировать сложнее, - поясняет Александр Царегородцев.
Тем временем
Участники рынка считают, что подтолкнуть таксистов к легализации поможет законопроект о госрегулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в РФ, который Госдума планирует принять во втором чтении в апреле-мае этого года. В частности, речь идет о повышении штрафов для нелегалов. Сейчас за отсутствие разрешения на деятельность они рискуют потерять 5000 рублей, а в случае принятия закона - в несколько раз больше. "В новом законопроекте, который уже одобрен в первом чтении, есть пункт о повышении штрафов: 30 тысяч за первое нарушение, а за повторное - лишение права на управление автомобилем на срок до полугода", - сообщила "РГ" исполнительный директор Национального совета такси Наталья Лозинская. По ее словам, сейчас готовятся дополнения в законопроект, касающиеся прав и обязанностей диспетчерских служб, а также их ответственности за передачу заказа таксисту, не имеющему лицензии.
Павел Шперов, глава подкомитета Госсовета РК по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу:
- Рынок такси регулируется во всех странах мира. Перевозка пассажиров - это профессиональная деятельность, и к ней водители не имеют права относиться небрежно, как к подработке. Они должны получить разрешение и отвечать за безопасность клиентов. Сейчас появилось множество альтернативных способов заказа такси, например, через диспетчерский центр, который оказывает не услуги перевозки, а информационные. Придется принять системное решение для определения порядка перевозки пассажиров. На законодательном уровне необходимо закрепить понятия "такси" и "служба такси". Владельцам транспортных средств и компаниям, принимающим заказы, следует заключать официальные договоры между собой.