Не исключено, что в итоге надомная помощь где-то заменит обслуживание людей в интернатах и домах престарелых.
Проверка началась в марте и пройдет вплоть до августа этого года. Аудиторы оценят работу мобильных бригад, соблюдение сроков очередности граждан на соцобслуживание.
Особое внимание во время проверки будет уделено анализу платных социальных услуг. Некоторые из них могут оказаться недоступными для уязвимых категорий населения. Сегодня, заплатив от 30 до 100 рублей, нуждающиеся могут заказать социальным работникам покупку продуктов, лекарств, газет, уборку квартиры, оплату коммунальных платежей. Их также могут постричь и побрить, помыть и поменять белье, сделать инъекции и массаж. И даже почитать книги - 30 минут чтения обойдутся в 50 рублей.
Список гарантированных социальных платных услуг по фиксированным ценам в разных регионах свой, вплоть до заготовки дров на зиму. Оплату соцработникам, медсестрам, водителям, швеям, парикмахерам дотирует государство. И насколько честно, результативно используются казенные деньги, тоже должны выяснить аудиторы.
По итогам проверки будет подготовлен доклад, который направят президенту страны.
Тем временем стоимость предоставления соцуслуг на дому и в стационарных учреждениях существенно отличается. На дому в расчете на одного человека в среднем по России она составляет 26 тыс. руб. в год, говорит аудитор Владимир Катренко, в стационарах - 193 тысячи, то есть в 7,4 раза больше. Контролерам надо будет оценить перспективы расширения надомного обслуживания, внедрения технологий, которые бы заменили стационары. В пользу возможности принятия такого решения говорят и очереди в интернаты и дома престарелых, они стабильно держатся на уровне 16 тысяч человек. Почти 8 тысяч ожидают места более одного года. Число нуждающихся в помощи государства увеличилось за год почти на миллион человек. По прогнозам, к 2018 году по сравнению с 2014-м их будет больше на 24 процента.
Однако, реформируя систему соцобслуживания, не стоит забывать и о нагрузке на соцработников, обслуживающих людей на дому. "Оптимизация в социальной сфере, начавшаяся в 2013 году, уже привела к сокращению учреждений соцобслуживания и социальных работников. Нагрузка на одного соцработника с 8 человек в 2013 году увеличится к 2018 году до 10 человек", - привел тревожные цифры аудитор Владимир Катренко.
В целом соцуслуги в стране сегодня получают более 15,8 миллиона человек. Кроме стариков и инвалидов, которым они положены бесплатно, к помощи соцработников за небольшую плату обращаются многодетные, неполные семьи, одинокие больные люди.
В Минтруде России напомнили, что основой для развития социальной сферы стал закон о соцобслуживании, вступивший в силу в прошлом году. В нем четко прописана ориентация на индивидуальную нуждаемость человека.
И один из принципов социального обслуживания - это сохранение пребывания человека в привычной благоприятной среде, рассказали "РГ" в министерстве. То есть в стационар человек направляется лишь тогда, когда он остро в этом нуждается. Например, человеку нужен постоянный уход и присмотр, а обеспечить его дома возможности нет.
Наряду с этим в закон заложены правовые механизмы, позволяющие привлечь общественные и коммерческие организации к оказанию социальных услуг за счет бюджетных средств, развить конкуренцию в сфере соцобслуживания, таким образом повысить качество оказания услуг.
Кроме того, в некоторых регионах развивается технология "приемных семей для пожилых людей", когда одинокий пожилой человек живет в семье, которая ухаживает за ним и получает соответствующее вознаграждение от региона. Для самого человека это значимо, ведь сохраняется семейная атмосфера.
Развитие домашнего ухода за больными пожилыми людьми осуществляется и с помощью программ подготовки социальных работников и родственников. Для этого в регионах широкое распространение получили "школы по уходу" и программы обучения патронажных сестер и сиделок.
Кроме того, развитие стационарозамещающих технологий предоставления социальных услуг, в том числе по долговременному уходу за пожилыми людьми, а также стимулирование родственного ухода за ними заложено в стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста. Сейчас готовится план по ее реализации.
Также в регионах проводится независимая оценка оказания социальных услуг, которая призвана обеспечить обратную связь от граждан - получателей услуг и принять меры по повышению их качества.