В целом Россия находится на хорошем уровне по показателям доступности всех ступеней образования для инвалидов. Такую точку зрения высказала вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова. Она напомнила, что в дошкольных учреждениях обучаются около 300 тысяч детей с ограниченными возможностями, тогда как в школах - около 500 тысяч, причем более 50 процентов из них получают образование инклюзивно.
Что касается системы среднего специального образования, то здесь обучаются 12 тысяч инвалидов, а ежегодно в учебные заведения этой ступени приходят до 5 тысяч граждан с ограниченными возможностями. "Для России, которая в короткий период времени решала эту задачу, цифры неплохие. Мы на хорошем уровне, но надо еще многое сделать, и для этого у нас есть возможности", - убеждена сенатор.
О новых намерениях членам Совета рассказал замминистра образования и науки Вениамин Каганов. По его словам, в 2016 году в России появится шесть ресурсных центров по образованию для инвалидов. Замминистра труда и соцзащиты Григорий Лекарев уточнил, что центры станут своего рода эталонными учебно-методическими учреждениями в плане того, как создать лучшие условия для учащихся. Всего к 2020 году планируется построить 21 такой центр. В 2016 году на эти цели планируется выделить 44 миллиона рублей, в 2017 году - 40 миллионов, в 2018 году - 58 миллионов, а в 2019-м - 59 миллионов рублей.
Кроме того, минобрнауки должно определить в каждом федеральном округе базовые вузы для получения инвалидами образования и возложить на эти организации методическое обеспечение.
Полностью решить проблему с невозможностью детей-инвалидов обучаться по состоянию здоровья минобрнауки планирует к 2020 году. "За последние три года процент детей-инвалидов, которые не обучаются в силу состояния здоровья, снизился с 8 до 5%. Но 5% - все равно огромная цифра, и нам совместно с субъектами необходимо предпринимать усилия, чтобы к 2020 году она стремилась к нулю", - резюмировал Вениамин Каганов.