01.04.2016 13:00
    Поделиться

    В апреле москвичи увидят портреты английской знати и царские интерьеры

    "РГ" выбрала пять наиболее интересных выставок апреля. Третьяковка совместно с лондонской Национальной портретной галереей покажут самых известных британцев - от коронованных особ до писателей. Литературный музей познакомит с фантазиями Анатолия Зверева. Московский музей современного искусства отыщет общее у борща и шампанского. Еврейский музей и центр толерантности совместно с Центром авангарда привезут коллекцию русского авангарда из региональных музеев.

    Facebook нации

    22 апреля в Инженерном корпусе Третьяковской галереи откроется выставка "От Елизаветы до Виктории. Английский портрет из собрания Национальной портретной галереи, Лондон". Этот проект - первый опыт сотрудничества Третьяковки и лондонской Национальной портретной галереи в рамках перекрестного года языка и литературы Великобритании и России 2016. Лондонский музей был основан в 1856 году, чтобы увековечить образы британцев прошлых столетий - не только портреты маслом, но и миниатюры, рисунки, бюсты и фотографии. Два музея связывает многое. Как считает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, Павел Третьяков, неоднократно бывавший в Лондоне, именно в залах национальной галереи пришел к идее - на родине "создать галерею лиц, дорогих нации".

    На выставке покажут всех самых известных британцев - от коронованных особ до писателей: портреты Елизаветы I и королевы Виктории, Оливера Кромвеля, Горацио Нельсона, Исаака Ньютона, Джеймса Кука, Уильяма Шекспира, Роберта Бёрнса, Джорджа Г. Байрона, Вальтера Скотта, Джерома К. Джерома. Зачастую мы, зная о подвигах некоторых из них, не знаем, как они выглядели в жизни. Кроме того, в Англии - более давняя традиция портретной живописи, она появилась на два века раньше, чем в России. Поэтому и репертуар поз в английском портрете более разнообразный, а модели ведут себя более непринужденно. Посетители смогут увидеть 49 полотен. Экспозицию будут сопровождать лекционная программа, серия встреч с известными людьми двух стран, в том числе с Михаилом Пиотровским и Константином Эрнстом, и кинопрограмма "Кино в Третьяковке".

    В ответ Третьяковка представляет в Лондоне 26 портретов русских интеллигентов - писателей, композиторов, меценатов. Это работы Репина, Коровина, Врубеля, Серова. Классику отечественной живописи в таком объеме Лондон еще не видел.

    Художник-поэт-бродяга

    В Доме И.С.Остроухова Государственный литературный музей 5 апреля откроет выставку "Литературные фантазии Анатолия Зверева". Сегодня интерес к творчеству, по выражению знаменитого коллекционера Георгия Костаки, "первого русского экспрессиониста", возрастает с новой силой. Несколько проектов, посвященных художнику в Доме Нащокина, открытие музея Анатолия Зверева. А когда-то Зверев был запрещенным художником, ругаемый властью и не признаваемый официальным искусством. Невероятное дарование, космическая энергия, позволившая создавать шедевры за считанные секунды с помощью обычного карандаша - таким был Анатолий Зверев. Только штрихом, только намеком представляет нам Зверев своего героя - а выходит целый и целостный характер. Вокруг него был сотворен миф о художнике, неприкаянном чудаке, якобы за стакан создающем картины. Как было на самом деле, поможет узнать и в том числе выставка, открывающаяся в Доме Остроухова.

    Покажут иллюстрации Анатолия Зверева к произведениям русских и зарубежных авторов: Гоголя, Лермонтова, Сервантеса, Апулея. В залах музея впервые представят иллюстрации художника к повестям Гоголя "Страшная месть" и "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", а также к поэме Лермонтова "Мцыри".  

    Дополнят проект два других раздела - автопортреты Зверева и цикл портретов музы художника Оксаны Асеевой. Ее портреты как лирическая поэма Анатолия Зверева. Кроме живописи, Зверев посвятил Асеевой и настоящие стихи. Это еще одна сторона творчества художника, о которой знают слишком мало. Хотя по его автобиографическим заметкам и по многочисленным воспоминаниям современников известно, что художник с ранней юности и до конца жизни писал стихи. Посетители выставки также впервые смогут увидеть рукописные поэтические книги Анатолия Зверева. В них читается тесная связь художника с традициями русского "авангарда" - в игре рукописных шрифтов и в осмыслении пространства листа.

    Шампанское закусят борщом

    Московский музей современного искусства 7 апреля откроет выставку избранных произведений из коллекции Владимира Овчаренко "Борщ и шампанское". Судя по названию, выставка будет что-то обыгрывать, а именно, взаимовлияния российского и западного современного искусства. "Борщ и шампанское - близнецы и братья, - говорит коллекционер, основатель одной из первых галерей современного искусства Владимир Овчаренко. - Так испокон веков заведено на Руси. Отсюда все праздники и все "шараханья": то ли на Запад, то ли на Восток; то ли к капитализму, то ли к крепостному праву. Такова и эта коллекция - плоть от плоти своего времени, для России - бурного, не всегда прозрачного и веселого, но открывающего перед новым поколением дверь в прекрасное завтра". Проект ответит на вопросы, учимся ли мы у Запада, хотим ли мы ему подражать. Покажут работы Леона Голуба, Константина Звездочетова, Ильи Кабакова, Джонатана Мезе, Павла Пепперштейна, Джека Пирсона, Ричарда Принса, Ивана Чуйкова, Даны Шутц, Трейси Эмин.  

    В дополнение к проекту стоит посетить образовательную программу, в рамках которой известные коллекционеры расскажут, по каким критериям они определяют, что произведение современного искусства достойно того, чтобы "поселиться" в их собрании. Здесь подход совсем иной в отличие от классического и признанного всеми искусства.

    За столиком в стиле "жакоб"

    В рамках празднования своего 35-летия во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства 15 апреля откроется обновленная постоянная экспозиция "Декоративно-прикладное искусство России XVIII - первой трети XIX века". Если вы хотите узнать все о том, как жили и чем себя окружали венценосные и знатные особы в течение почти двух веков, то вам сюда.

    "Петр Великий бросил вызов России, а она ответила ему Пушкиным", - фраза, сказанная Александром Герценом, о которой забывать не стоит, прогуливаясь по обновленным залам ВДПНИ. Здесь можно будет увидеть классику русского искусства, представляющую во всей красе эпоху от Петра до Павла, русский ампир, блестящий имперский стиль и культуру частной жизни, соотносимую с понятием немецкого бидермайера.

    В числе наиболее ранних экспонатов - церковные предметы, в том числе Крест-мощевик и Панагия, датируемые XVII веком, сундуки с металлической оковкой и декоративной отделкой, чернильницы, уральская латунная посуда XVII - начала XVIII века, латунные кружки завода Демидовых на Урале.

    Из мебели XVIII-XIX веков особый интерес представляют шахматный и ломберный столики в технике маркетри (или инкрустации), редкие по качеству горки в стиле "жакоб" первой половины XIX века, два кресла, выполненные по проекту Осипа Бове, каминные часы "Минин и Пожарский", изготовленные парижским бронзовщиком Пьером-Филиппом Томиром и, воспроизводящие в интерьерном формате, знаменитый памятник Ивана Мартоса, стоящий на Красной площади.

    Организаторы обещают, что в музее повысится интерактивность, и все экспозиции будут выглядеть более выигрышно, благодаря новой системе освещения.

    Полная энциклопедия авангарда

    Еврейский музей и центр толерантности совместно с Центром авангарда 8 апреля откроют выставку "До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев". Куратор экспозиции - известный искусствовед и издатель Андрей Сарабьянов. Русский авангард привезут из музеев 19 городов, что в очередной раз разрушит миф о том, что в региональных музеях экспозиции очень скудные. География выставки - Архангельск, Астрахань, Елец, Иваново, Кострома, Краснодар, Нижний Новгород, Тотьма, Омск, Ростов, Ярославль и другие.

    Авангард оказался за пределами столицы, согласно проекту, взращенному в отделе ИЗО Наркомпроса, - формирование "Музеев живописной культуры". Он был инициирован в 1918 году Василием Кандинским и продолжен Александром Родченко. Впервые в мировой художественной практике возникла идея создания музеев современного искусства. Для этого специальная комиссия на протяжении нескольких лет закупала работы художников-авангардистов и распределяла произведения в те города, где были художественные училища. С 1918 по 1920 год было закуплено 1926 работ у 415 авторов, из которых 1211 были распределены по 30 музеям России. Но, к сожалению, проект отдела ИЗО Наркомпроса просуществовал не долго и был отвергнут как не соответствующий времени. Зато произведения в коллекциях музеев остались.

    Среди представленных на выставке художников - Казимир Малевич, Марк Шагал, Василий Кандинский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Борис Григорьев, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк, Александра Экстер и многие другие. Всего 100 полотен, начиная с середины 1900-х годов и до 1918 года. Часть картин специально отреставрировали для выставки.

    Ожидается, что у выставки будет продолжение - искусство следующего десятилетия (1918 - 1930-е годы) покажут весной 2017 года.

    Поделиться