Годы войны эрмитажные шедевры - да Винчи и Веласкес, Рубенс и Тициан - провели в здании картинной галереи Свердловска, под охраной, в заколоченных ящиках, содержимое которых время от времени выборочно инвентаризировали. Часть фондов хранилась в бывшем польском костеле и в снесенном ныне доме Ипатьева (на месте гибели семьи последнего российского императора, где в 40-х годах размещался филиал Антирелигиозного музея). На Урал доставили самые ценные экспонаты. Причем отправить второй эшелон с сокровищами из Ленинграда сотрудники Эрмитажа, работавшие круглосуточно, успели буквально за месяц до того, как фашисты сомкнули кольцо Блокады. С 30 июля 1941-го по 7 октября 1945 года эрмитажные коллекции находились в Свердловске.
В знак признательности за оказанную поддержку и помощь в спасении эвакуированных сокровищ в 1949 году Государственный Эрмитаж передал в фонды Екатеринбургского музея ИЗО две сотни произведений - античную керамику и стекло, западноевропейскую живопись, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Поступившие из Эрмитажа предметы массово не выставлялись ни разу, отдельные артефакты вошли в состав постоянной экспозиции, другим понадобилась реставрация, до третьих руки не дошли - и они осели в фондах.
Впервые все дары соберут в одном выставочном пространстве, что позволит зрителю пройти своего рода краткий курс всеобщей истории искусства, начав с азов - с античной керамики.
Изучала и описывала античную коллекцию искусствовед Ксения Гилева.
- Как ни удивительно, - рассказывает она, - но сюжеты нашей керамики - почти исключительно на тему "О чем думают женщины". Древнегреческие красавицы с зеркалами, поясами, шкатулками для драгоценностей прихорашиваются в ожидании чего-нибудь или кого-нибудь приятного. Даже ритон (сосуд в форме рога для вина) с головой коровы, в которую превратилась, пострадав ради любви, подруга Зевса - Ио.
Драгоценностей в коллекции много, например, "музыкальная" амфора - с довольно редким изображением музыкальных концертных инструментов - староват и труб, которые использовали бродячие артисты. Есть забавная маска курносого Силена, хорошей сохранности изящные стеклянные сосуды первого века. Даже такая диковинка как гуттус - "дедушка" такого химического сосуда как реторта, который использовался для дозирования жидкости по каплям - как поильник для детей или немощных старцев.
Возраст предметов - от пятого века до нашей эры до первого столетия.