В рамках "Золотой маски" Александринка покажет 8 спектаклей в Москве

Гастроли Александринского театра в Москве. На сцене МХТ им. Чехова и в Центре им. Мейерхольда. С 1 по 9 апреля.

В рамках фестиваля "Золотая маска" это уже третий проект больших гастролей Александринского театра. Обновленная Александринка представляла новую афишу старейшей российской сцены в 2008-м и 2010 году. В 2016-м петербуржцы сыграют восемь названий спектаклей, среди них - три номинанта на "Золотую маску": "Маскарад. Воспоминание будущего" в постановке художественного руководителя театра Валерия Фокина, "Теллурия" главного режиссера Новой сцены Марата Гацалова и экспериментальный спектакль "Земля", основанный на фильме Довженко.

В Центре им. Мейерхольда будет базироваться молодая режиссура Новой сцены Александринки. В МХТ им. Чехова играют спектакль приглашенного греческого режиссера Теодороса Терзопулоса "Конец игры" по Беккету; "Ворон" Николая Рощина по Гоцци и два спектакля Валерия Фокина, на которые стоит обратить внимание в первую очередь: "Литургия ZERO" (1 апреля) по "Игроку" Достоевского с Антоном Шагиным и Эрой Зиганшиной в главных ролях и "Маскарад. Воспоминание будущего" (8 и 9 апреля) с додинским актером Петром Семаком в роли Арбенина и Ниной - молодой актрисой Александринки Еленой Вожакиной. Это не просто удивительно красиво, стильно и изысканно. Это самая необыкновенная театральная экспедиция с путешествием во времени и переносом из 2016 года в роковой петербуржский 1917-й. Ведь в "Воспоминаниях будущего" произведена реконструкция отдельных сцен знаменитой мейерхольдовской постановки. Когда 25 февраля 1917 года тот "Маскарад" был сыгран в Александринском театре в первый раз, дамы еще сидели в партере с оголенными плечами, в бриллиантах, а на улице уже стреляли, и доехать с Петроградской стороны было невозможно: стояла полиция, революция уже началась... Но на рубеже двух эпох люди стремились в театр. "Маскарад" Мейерхольда вошел в историю не только как великое сценическое произведение, на которое зрители пробирались чуть ли не под пулями. Это был самый дорогой спектакль русского театра.

В наши дни с помощью современных технологий Валерию Фокину удалось войти на территорию Мейерхольда и добиться красоты того театра. "Манера игры была совершенно другая, - рассказывал Валерий Фокин "Российской газете". - Впечатление неожиданное: сегодня так не играют, так не ставят и так не говорят. Это те котурны, против которых мы восставали и уничтожали много лет. А была школа совершенно фантастического звучания, другой постановки голоса. По-другому мизансценировали. Такой культуры теперь нет. И не так просто было ее сегодня воспроизвести. Но это было жутко интересно. Ощущение, что ты зашел куда-то в другой век. Нам помогали голоса прошлого. Монологи Юрьева - Арбенина. Актеры тогда по-другому говорили - они вещали. А у нас сегодня все в простоте изъясняются...

Тогда, в 1917 году, "Маскарад" Мейерхольда превратился в реквием по культуре. Когда шла панихида по Нине в конце четвертого акта, фактически - отпевали ту Россию... В связи с постановкой "Маскарада" я читал архивные материалы - люди в 1914 году, в 16-м, в 17-м гадали: что будет с нами? Это конец света? Мы сейчас так же испытываем страх, как и сто лет назад перед началом какой-то новой истории, живем в апокалипсическое время, и эти исторические повторы, мне кажется, идеологически очень важны. Общая обстановка в мире - кризисная. То же самое было и 100 лет назад. Мы опять на рубеже..."