В России стартовал эксперимент по маркировке меха

Санкции за ввоз, хранение, перемещение, продажу готовых шуб из натурального меха без специальных чипов (RFID) будут введены в России с первого октября 2016 года, а не с первого апреля, как планировалось ранее.

До этого срока у российских компаний, участников мехового рынка, будет время как следует подготовиться к началу высокого сезона ввоза меховых изделий. Он обычно приходится на июнь-сентябрь. Об этом проинформировал журналистов заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Дмитрий Григоренко.

Он пояснил, что постановление Правительства РФ о порядке и правилах маркировки изделий из натурального меха подписано. Эксперимент в России начинается без опозданий, как и было объявлено, первого апреля. Федеральная налоговая служба как оператор информационной системы готова полностью. А 12 компаний - участников российского мехового рынка добровольно, не дожидаясь ратификации межправительственного Соглашения стран Евразийского союза, приступают к чипированию своих меховых товаров.

"Следом за ними мы ожидаем несколько сот участников. Желающих много", - заметил Григоренко. Всего, по оценке ФНС, на этом рынке работает около 2,5 тысячи компаний. Напомним, что обязательная государственная маркировка меховых изделий должна была одновременно стартовать с первого апреля в странах ЕАЭС (Российская Федерация, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). Ей подлежит вся верхняя одежда и аксессуары из норки, нутрии, песца, лисицы, кролика, енота, овчины и других видов натурального меха. Но не все государства Союза успели завершить ратификацию подписанного в сентябре 2015 года Соглашения о проведении пилотного проекта.

Доля серой меховой продукции на рынке стран ЕАЭС достигает 80 процентов, цепочки поставщиков и продавцов запутаны. Как рассказал представитель Федеральной таможенной службы Сергей Третьяков, ежегодно в Россию официально ввозится до 200 тысяч импортных шуб. По оценкам независимых экспертов, все остальные шубы - свыше миллиона - нелегальные. Кто, где их сшил и из какого меха, в том числе здорового ли - неизвестно.

Государственная система маркировки поможет навести учет, вымести с рынка опасный левый товар. Ведь мотивирован на это в первую очередь потребитель. "Покупая по-любому недешевое меховое изделие, каждый захочет удостовериться в его родословной". А для этого надо будет только сверить уникальный номер контрольной метки своей новой шубы с открытыми данными Государственной информационной системы "Маркировка", - поясняет Григоренко. При этом на компьютере или на вашем мобильном устройстве высветятся два цветных варианта ответа. Либо красный - "этот товар не маркирован". А значит, вы купили кота в мешке. И не обнаружив уникального номера своей шубы в системе, можете смело нажимать кнопку "сообщить о нарушении" (информация придет в ФНС) и сдавать свою шубу обратно.

Либо может загореться зеленый - "Маркирован". С полным описанием изделия (женский жакет, приталенный, меховой, из лисицы), указанием производителя и его координат, включая страну (Греция) и адрес предприятия. По образному сравнению Дмитрия Григоренко, в России создается национальный виртуальный склад - от производителя до розницы, круглосуточная работа которого будет всегда на виду у контрольных органов и населения.
Между тем, по словам Сергея Третьякова, следующим шагом правительства может стать введение обязательной маркировки на соболиные шкурки. Без чипов драгоценный неучтенный мех будет под запретом.

Справка "РГ"

Попасть в Информационную систему ФНС "Маркировка" компаниям, индивидуальным предпринимателям и всем гражданам страны просто - через сервис на сайте ФНС nalog.ru