Предположение не столь нелепо, как может показаться. Сегодня увидеть наше кино в кинотеатрах почти невозможно, и академики, уж точно, не станут его трудолюбиво искать на окраинах Москвы. Диски с фильмами стали практически недоступными. Союз кинематографистов, когда-то бывший для киношников и дискуссионным клубом, и кинозалом, и родным домом, от "Ники" теперь отделен "железным занавесом", и фильмы показывает уже не так прилежно и систематично. Поэтому многие голосуют вслепую - это уже очевидно.
Именно поэтому фильм хорошо всем знакомого Станислава Говорухина, даже в фильмографии мастера далеко не лучший, оказывается рекордсменом по числу наград (лучшие оператор и художник, "открытие года" и лучшая режиссура). Фильм этот был удостоен торжественной премьеры в Доме кино, стало быть, отдельные академики его все-таки посмотрели - и вот результат.
Кроме того, уже невозможно сбросить со счетов консерватизм вкусов, столь естественный для солидного возраста. Обе наши киноакадемии быстро стареют, притока молодых имен почти не наблюдается, причем сейчас он более заметен в "Золотом Орле", чем в "Нике". Возможно, поэтому светлая, ироничная, совершенно современная по тону картина "Про любовь" Анны Меликян на "Орле" была признана лучшим фильмом, а на "Нике" ее почти не заметили, наградив только Михаила Ефремова за роль второго плана. Что же касается социально острой комедии Василия Сигарева "Страна ОЗ" - высказывания жесткого, сильного и остроумного, то она буквально взорвала экраны страны, вызвала ожесточенные споры, но даже не поколебала воды тихой заводи - "Ники". Ее там заметили только в связи с участием в одной из ролей второго плана Инны Чуриковой - великая актриса была обречена на премию совершенно независимо от того, видел ли картину кто-либо из академиков.
Примерно тот же эффект, полагаю, сработал и в номинации "Лучшая женская роль": самую оригинальную, неожиданную и талантливую работу предложила Яна Троянова в той же "Стране ОЗ" (в этой роли ее уже сравнили с Джульеттой Мазиной), но премию получила Ирина Купченко в "Училке". Ларчик открывается просто: Ирину Купченко знают все, а имя Яны Трояновой многим академикам если и знакомо, то смутно. Купченко - грандиозная актриса, и в "Училке" она играет самоотверженно, но - неубедительно. Потому что из рук вон плох сам фильм и, главное, фальшива идея, которую актриса пытается воплотить. Премировать эту полную внутренних противоречий работу - значит косвенно поддержать и эту, мягко говоря, недодуманную идею.
Из всех мужских ролей выбрана самая красивая и звездная - ну конечно же, Данила Козловский. Актер действительно уникальный: в нем редчайшее сочетание физической стати, многопланового таланта и незаурядного ума. Но надо признать, что из всего им сыгранного он теперь награжден за самую неинтересную из своих ролей. Он не умеет играть плохо, но в "Духless-2" задачи перед ним стояли попроще, они всего лишь повторяли задания первой части картины. Но академики все равно предпочли его более оригинальной работе Олега Ягодина в "Орлеане" - возможно, они эту роль тоже не видели, да и имя актера им в новинку. Вторым лауреатом в этой номинации стал Александр Яценко в "Инсайте".
Ну, а то, что "Ника" вообще не заметила одну из самых оригинальных, талантливых и, главное, "первопроходческих" картин года - "Ангелы революции" Алексея Федорченко, окончательно укрепляет нас в подозрении: не смотрят ничего академики, не смотрят! Эта работа на Римском фестивале была награждена за успешную разведку нового киноязыка и новых способов кинорассказа. Пройти мимо такой картины - значит расписаться в собственной несостоятельности. Но академия состоит из людей опытных, авторитетных и часто талантливых - говорить об их несостоятельности невозможно. Значит, остается последнее: не смотрят. Устали. Ленивы и нелюбопытны.
Что касается главной "Ники". В номинации "Лучший фильм" любой выбор был бы спорен, потому что среди картин, боровшихся за этот почетный статус, были достойные друг друга соперники: "Орлеан", "Страна ОЗ", "Битва за Севастополь", "Про любовь". Как туда затесались "Конец прекрасной эпохи" и аляповатый "Батальонъ" - остается загадкой академиковых душ, но выбор - был. И он сделан мудро, даже с определенным вызовом: все помнят, что фильм Александра Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Петр" на стадии производства вызвал сущую обструкцию Министерства культуры, с подачи некоей комиссии обвинившего сценарий в искажении истории Великой Отечественной войны. Автор фильма теперь может торжествовать полную победу над бдительными чиновниками: министерские радетели за нашу историю разгромлены с сухим счетом.
Мудро распределены и премии, лауреаты которых были объявлены заранее. За выдающийся вклад в наш кинематограф награжден ветеран и классик петербургской школы Виталий Мельников. Премии имени Эльдара Рязанова "За честь и достоинство" удостоена великая Алиса Фрейндлих. Спецпризом совета академии за вклад в телевизионный кинематограф награжден скромнейший из наших больших мастеров Константин Худяков. И, наконец, приз за вклад в кинематографические науки, критику и образование вручен главному редактору журнала "Искусство кино", выдающемуся социологу и умному публицисту Даниилу Дондурею, с чем мы от души поздравляем нашего коллегу и давнего друга.
Специальный приз Совета Академии "За выдающийся вклад в отечественный кинематограф" имени Алексея Германа вручен народному артисту РСФСР, режиссеру Виталию Мельникову.
Совет Академии принял решение начиная с этого года присвоить имя Эльдара Александровича Рязанова призу за "Честь и достоинство". Лауреатом в этой номинации стала народная артистка СССР Алиса Бруновна Фрейндлих.
Приз "За вклад в кинематографические науки, критику и образование" вручен главному редактору журнала "Искусство кино", кинокритику Даниилу Борисовичу Дондурею.
Специальный приз совета академии "За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа" за 2015 год - фильм "Однажды в Ростове", режиссер Константин Худяков.
Лучший игровой фильм
"МИЛЫЙ ХАНС, ДОРОГОЙ ПЕТР"
ООО "Студия "Пассажир", MA.ja.de Gmbh, AI Film
при поддержке Фонда кино
режиссер - Александр МИНДАДЗЕ
продюсеры - Александр МИНДАДЗЕ, Лиза АНТОНОВА,
Лен БЛАВАТНИК, Валерий ХАРЬКОВ, Хайно ДЕКЕРТ
Лучший неигровой фильм
"ВАЛЕНТИНА КРОПИВНИЦКАЯ
В ПОИСКАХ ПОТЕРЯННОГО РАЯ"
производство Евгений ЦЫМБАЛ
режиссёр - Евгений ЦЫМБАЛ
Лучший анимационный фильм
"ВОЛК ВАСЯ"
студия "А-фильм"
режиссер - Екатерина СОКОЛОВА
Лучшая режиссерская работа
Станислав ГОВОРУХИН
"КОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ"
Лучшая сценарная работа
Александр МИНДАДЗЕ
"МИЛЫЙ ХАНС, ДОРОГОЙ ПЕТР"
Лучшая операторская работа
Геннадий КАРЮК
"КОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ"
Лучшая музыка к фильму
Петр ТОДОРОВСКИЙ, Алексей АЙГИ
"В ДАЛЕКОМ СОРОК ПЯТОМ… ВСТРЕЧИ НА ЭЛЬБЕ"
Лучшая работа звукорежиссера
Максим БЕЛОВОЛОВ
"ОРЛЕАН"
Лучшая работа художника
Валентин ГИДУЛЯНОВ
"КОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ"
Лучшая работа художника по костюмам
Ольга ГУСАК
"АНГЕЛЫ РЕВОЛЮЦИИ"
Лучшая мужская роль
Данила КОЗЛОВСКИЙ
"ДУХLESS 2"
Александр ЯЦЕНКО
"ИНСАЙТ"
Лучшая женская роль
Ирина КУПЧЕНКО
"УЧИЛКА"
Лучшая мужская роль второго плана
Михаил ЕФРЕМОВ
"ПРО ЛЮБОВЬ"
Лучшая женская роль второго плана
Инна ЧУРИКОВА
"СТРАНА ОЗ"
Лучший фильм стран СНГ и Балтии
"НЕБЕСНОЕ КОЧЕВЬЕ"
Киргизия
режиссер - Мирлан АБДЫКАЛЫКОВ
Открытие года
Иван КОЛЕСНИКОВ
"КОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ" (мужская роль)
Алла Сурикова, режиссер:
- Нику я люблю потому, что она, как и другие отечественные премии дают возможность нашим кинематографистам подняться над суетой проката. Ведь прокат живет своей - иностранной - жизнью. И единственная возможность выйти в свет со своей картиной - это наши премии: и "Золотой Орел", и "Ника". Ника старше, веселее. Но, в принципе, сравнивать смысла не имеет - каждая премия имеет право на жизнь, самоутверждение и возможность помогать российскому кино пробиваться к зрителю.
Вы вручали Нику за лучшую анимацию, а она у нас сейчас впереди.
- По крайней мере, сейчас Константин Бронзит был выдвинут на "Оскар" и даже вошел в шорт лист. Это говорит о том, что наша анимация выходит в большой свет и востребована. Я лично как режиссер-комедиограф во многом состоялась именно благодаря тому, что в детстве смотрела много мультфильмов. Мой младший внук пару лет назад снял первый свой фильм, и он был анимационным.
Подготовила Сусанна Альперина