Нефтегазовый сектор утратил свою привлекательность для инвестирования

Нефтегазовый сектор, некогда синоним сверх прибылей, утратил свою привлекательность для инвестирования.

Крупный российский бизнес, богатейшие бизнесмены страны находятся в поисках новых направлений, инвестиционных проектов с высокой доходностью. К примеру, рассматриваются сферы IT, финансово-банковских услуг, сельского хозяйства, туризма - те сферы, чьи продукты общество потребляет ежедневно. Однако мало кому известно, что лесная отрасль сравнима по доходности с показателями нефтегазового сектора в его лучшее время, а ее продукция с высокой добавленной стоимостью незаменима в повседневной жизни. (график 1-2)

Бытует мнение, что заработать в лесной отрасли невозможно и тому причиной низкая рентабельность производств на фоне высокой коррумпированности в отрасли и элементарного воровства лесных ресурсов на арендованных участках. В этом есть доля правды. Большинство отечественных компаний, состоящих только из бизнеса лесозаготовки, т.е. заготовки кругляка и деревообрабатывающих производств, выпускающих пиломатериалы, плитную продукцию, действительно, не могут похвастаться финансовой стабильностью и высокой доходностью. Однако это только начальные переделы потенциального высокодоходного цикла производства в лесной отрасли. Это те сегменты отрасли, что были популярны для инвестирования в 90-е годы, и остаются распространенными в России и сегодня. С тех самых пор отрасль приобрела соответствующий имидж. Имидж примитивной сделки "спилил-продал".

Вопреки сложившимся стереотипам, инвестиции в лесной сектор позволяют рассчитывать на хорошую доходность. Самых высоких значений рентабельности достигают проекты конечного передела, предусматривающие производство продукции с высокой добавленной стоимостью: бумагу, картон, готовые упаковочные решения, лесохимию. Продукцию, рассчитанную как на B2B, так и B2С рынок. Хорошие инвестиционные перспективы ожидают проекты, ориентированные как на отечественный рынок потребления, так и на глобальный рынок и предусматривающие готовые интегрированные решения для конечного покупателя. Все так же актуальным остается подход компаний мирового уровня, продающих не картон и бумагу, а комплексные решения; не упаковку, а сохранность товара; не гофрокартон, а эффективную логистику и сокращение затрат за счет индивидуального размера упаковки специально для нужд покупателя или производителя. Сегодня подобное восприятие лесной промышленности является передовым не только для инвесторов, но и для самих лесопромышленников.

 

В пользу инвестиционной привлекательности лесной отрасли России можно отнести и обширную сырьевую базу. Россия занимает второе место в мире по запасам древесины. Леса расположены на 69% территории страны. Отдельное внимание стоит уделить и качеству ресурсов. На долю России приходятся 33% мировых запасов наиболее ценной хвойной древесины. Именно текущая стоимость древесного сырья в России обеспечивает высокую доходность проектов.

Несмотря на то, что в отрасли функционирует свыше 60 тысяч предприятий, лишь единицы ориентированы на производство продукции с максимальной добавленной стоимостью. Основная доля экспорта в количественном выражении приходится на низко-маржинальные товары. Парадокс, но мы экспортируем сырье, т.е. круглый лес, чтобы потом, переплатив, импортировать готовую продукцию. По оценке экспертов, создание 3-4 крупных лесохимических комплексов позволило бы привлечь в отрасль свыше $10 млрд, увеличить долю лесного сектора в ВВП страны до 3-4%, создать 25 тысяч дополнительных рабочих мест и увеличить налоговые отчисления в бюджет на сумму свыше 15 млрд рублей в год.

Также нельзя исключать и экологический фактор. Мировое сообщество все активнее выражает свою озабоченность негативным воздействием на окружающую среду продукции на базе ископаемых источников углеводородов - это и энергетика, и упаковка, и многое другое. Древесина и ее производные являются наиболее привлекательными с точки зрения экологии альтернативой. Уже сегодня на базе древесины производятся: экологическая упаковка, заменители пластиков, композиционные материалы, компоненты для производства различных химикатов, красителей, зеленая электроэнергия, биотопливо, биодизель, и многое другое.

 

Время раздутых доходов с нефтяного бизнеса прошло. К сожалению, мало кто вынес из этой ситуации урок. Есть довольно высокий шанс того, что российский бизнес, слезший с нефтяной иглы, вновь совершит ошибку и вложится не в развитие с планомерным увеличением доходности, а загубит потенциал новой отрасли, фокусируясь на экспорте сырья, а не на продукции высокого передела для конечного потребления.

Инвестиции в лесную отрасль - это "умные" деньги, вкладываемые в рабочую стратегию, предусматривающую комплексное развитие проекта и квалифицированную команду под его реализацию, обладающую компетенциями в технической сфере, вопросах сокращения издержек и минимизации рисков. Кроме того, инвесторы могут рассчитывать на поддержку со стороны государства, используя при реализации проекта такой механизм, как специальные инвестиционные контракты (СИК), представленные в Дорожной карте лесного комплекса России. СИК предусматривают заключение соглашений между инвесторами и Российской Федерацией в лице Минпромторга или субъектов РФ, фиксирующие обязательства сторон и выступающие гарантами реализации проекта на оговоренных условиях.

Проекты лесной отрасли прибыльны, особенно в текущих реалиях экономики страны. Успех их реализации зависит от серьезного анализа и кропотливой работы - основы основ реализации проекта в любой отрасли. В данном случае, главное, - выйти за рамки стереотипов, свойственных отечественным инвесторам.

Председатель Ассоциации Специалистов Бумажной Отрасли (АСБО) Александр Чухлебов

На правах рекламы