Александр Прошкин снял мелодраму о непорочном зачатии

Режиссер фильмов "Холодное лето пятьдесят третьего...", "Опасный возраст", "Живи и помни", "Русский бунт", "Доктор Живаго" Александр Прошкин снял совсем не масштабную, скорее камерную картину "Охрана". Причем снял еще до "Райских кущ" с Евгением Цыгановым, которые уже вышли на экраны., - как-то умудрился почти параллельно снимать две такие разные картины.

Жанр нового фильма "Охрана" определили как комедию, хотя сам режиссер называет ее ироничной мелодрамой. Сценарий написал Юрий Арабов, с которым Прошкин не раз работал, в том числе и на картине "Чудо", после просмотра "Охраны" все время всплывающей в памяти. Там тоже удивительные события происходят в провинции. Жила-была девушка, да вдруг окаменела; верующие на нее молились, а спецслужбы скрывали необъяснимый факт. Вот и героиня "Охраны", 26-летняя рыжеволосая Клавдия, жила-была на дебаркадере в небольшом волжском городке с отчимом-инвалидом, работала в охране металлургического завода - и вдруг случилось с ней непорочное зачатие, расскажешь - не поверят. Но чего только в жизни не бывает...

Таких девушек Александр Прошкин видел не раз, пока снимал в Туле предыдущие картины, на таком же заводе. Все наблюдал за ними, фантазировал, как и чем они живут, чем занимаются, покинув пост. У Клавдии - не голова, а пылающий костер, копна рыжих волос - совершенно фантасмагорическая голова, как и сама эта история. Работает героиня в женском коллективе и видит сны, они - как реальность: пришло время рожать, а не от кого, но выпало и ей счастье…

А пока она опекает подростка с бездонным и неземным взглядом. Случайно увидела - и стала навещать, кормить, пока его мать с подругами в загуле. Удивительные вещи у этого режиссера происходят не только на экране. Представьте себе: подростка сыграли мальчики-близнецы по фамилии Спасибо.

Но однажды на завод проникнет вор. Клавдия его задержит, а тот неожиданно ее поцелует, а она - нежная душа - упадает в обморок. Дальше и начинается то самое чудо. Опытный доктор в колоритном исполнении Сергея Дрейдена все пытается понять, что за редкий экземпляр перед ним. Физической близости у Клавдии с мужчиной не было. Ну, водила по городу заезжего певца, просила ребенка ей сделать - а тот отказался. Правда, было что-то смутное, когда она потеряла сознание и не помнит, что случилось дальше. В сущности, то, что предлагает нам Прошкин, - чистый анекдот.

Вора посадят в тюрьму. Все его жалеют: мол, завод вон разворовали - и ничего, живут припеваючи, а тут парень на малости попался. Клавдия станет его жалеть и навещать. Вора сыграл один из самых талантливых актеров поколения тридцатилетних Антон Шагин. Он успешно работает в Ленкоме, снимался в "Стилягах" Валерия Тодоровского, "В субботу" Александра Миндадзе и других хороших картинах. Но такой роли, как в "Охране", у него точно не было. Она - из другого теста, особого темперамента и внутреннего наполнения, с отрицательной энергией, вызывающей симпатию. Да и Алексей Кортнев в образе певца-гастролера, ставшего надеждой девушек провинциального городка, ушел от своего привычного образа.

Отчима Клавдии, прикованного к инвалидной коляске, в прошлом - речника Вольфрама Антоновича сыграл Виктор Сухоруков. Актер он бездонный, иногда избыточный, и требуется твердая режиссерская рука, чтобы эту буйную энергию сдерживать. Не всегда это получается. Может, еще рано Сухорукова в старики записывать - он еще не исчерпал свой возрастной диапазон.

Прошкин и сам начинал как актер, закончил курс знаменитого Бориса Зона в Ленинградском театральном институте, работал актером Театра комедии в Ленинграде. Он любит и умеет открывать актеров, как это было с Марией Звонаревой, приглашенной в его картину "Трио" из Рязани. Вот и теперь искал на главную роль неизвестную актрису, знающую провинциальную жизнь не понаслышке. Прошерстили сайты театров и увидели фотографию Марии Коровиной - актрисы Сыктывкарского драмтеатра. Пригласили на пробы в Москву. Теперь она уже имеет награды кинофестивалей в Выборге и Оренбурге. Она и сама удивительная женщина. Родилась в деревне Муфтюга, училась в ЛГИТМиКе, как и Александр Прошкин, вернулась родные края - в Сыктывкар. А снявшись в кино, неожиданно переехала не в Москву, а в Чебоксары, занялась там сетевым маркетингом. Продолжает наездами играть в театре, но ставку на него, как и на кино, не делает. Надеется только на себя.

Наверное, надоело жить в нужде и неуверенности в завтрашнем дне, хотя в театре у нее хороший репертуар. Только вот после съемок у Прошкина роли давать перестали: не верят, что надолго задержится. Может, поэтому и уехала в Чебоксары, и в этом стихийном поступке она - абсолютно прошкинская героиня. У него всегда был интерес к отдельно взятому человеку, а уж душу женщины он чувствует, как мало какой режиссер.

В итоге все у Клавдии сложится - и квартира будет, и, видимо, муж. А вот куда подевался ребенок - бог весть. Был ли он вообще? Тут, пожалуй, чего-то не довели до конца: не может же так быть, что он испарился, если это не чудо. Хотя и Вольфрам Антонович вдруг встанет на ноги, и не заметит как. Здесь все словно во сне - даже знаменитая колокольня в Калязине, жертва затопившего деревню водохранилища.