Но для того, чтобы россияне начали покупать туда путевки, необходимо снизить стоимость перелета и построить комфортные гостиницы, считают эксперты "Российской газеты".
Пока же туристы на север почти не едут. К примеру, Ненецкий автономный округ (НАО) выбрали в качестве места отдыха в прошлом году чуть более трех тысяч туристов. Причем большая часть из них - иностранцы. Наших путешественников в первую очередь пугают цены, отметили участники Первого международного туристического форума "Доступная Арктика".
К примеру, перелет в Нарьян-Мар из Москвы и обратно стоит в среднем 15-25 тысяч рублей в зависимости от сезона. Проживание в отеле - от трех до шести тысяч рублей за ночь. Добавьте питание, экскурсии, катание на снегоходах или собачьих упряжках. А если вы хотите попасть вглубь региона, так сказать, в сердце Арктики, перелет на вертолете будет стоить 130 тысяч рублей в час. "Земных" дорог туда просто нет.
Прозвучало предложение развивать арктические туры выходного дня в НАО с насыщенной программой, но посчитано, что стоить эти выходные будут в среднем 30 тысяч рублей на человека и дороже. И это - без учета перелета. Далеко не каждый россиянин сможет себе это позволить.
"Арктический туризм в принципе не может быть дешевым. Но надо исходить из того, что драйвером экономики в регионах может послужить массовый туризм. Среднестатистический россиянин готов потратить на двухнедельный отдых не более ста тысяч рублей. И в этом плане у арктических регионов много конкурентов", - сказал директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.
Уникальны туры и на Байкал, и на Алтай, и в Калининград, и в Санкт-Петербург. И по ценам они доступнее. Так что турбизнесу придется потрудиться не только над ценами, сделав их, возможно, не без помощи государства, более приемлемыми, но и над "имиджем", привлекательностью северного отдыха.
Есть еще один факт, попасть в Антарктику через Буэнос-Айрес (туда на самолете из Москвы, а там - на корабль) вдвое дешевле для россиянина, чем попасть туда же с территории родной страны.
Другое "слабое место" северных регионов - туристическая инфраструктура. Комфортные отели встречаются не часто. Как призналась замминистра по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) Лена Курбаналиева, многие гостиницы в регионе были построены 50 лет назад, и над повышением уровня комфорта в них нужно еще работать. Перелеты малой авиацией вглубь республики, в поселки, представляющие интерес для туристов, стоят в среднем 22 тысячи рублей на человека. По идее должны включаться механизмы государственно-частного партнерства, которые позволили бы сделать северный туризм доступнее.
Есть еще одно направление - круизный туризм. Но люди, которые могут себе позволить путешествие из Якутии на атомном ледоколе ценой в сотни тысяч рублей, не дадут импульс развитию туротрасли на земле, - им не нужны услуги индивидуальных гидов, чашка кофе в семейном кафе или сувенир, изготовленный в общине, где живут коренные малочисленные народы, считает замминистра.
Хотя по словам начальника отдела туризма ФГБУ "Национальный парк "Русская Арктика" Сергея Широкого, из Архангельской области ходят круизные лайнеры на архипелаги Земли Франца-Иосифа. Цена тура - в среднем шесть тысяч долларов. В прошлом году совершили такой круиз более тысячи человек. И чтобы Архангельская область тоже выиграла от их путешествия, организация закупает сувениры и другую продукцию только в этом регионе.
Свои рекомендации по продвижению арктического отдыха участники форума направят в Ростуризм и главам регионов.
Подписывайтесь на основные новости "РГ" в Telegram telegram.me/rgrunews