Многие из них, отметила она, получили травмы на железнодорожных переходах. Как правило, это пешеходы в капюшонах и наушниках, которые предпочитают уйти в себя и не смотреть по сторонам. Двое пострадавших - так называемые зацеперы. Приверженцев экстремального увлечения по традиции больше всего на железных дорогах столицы и области. И это объяснимо, учитывая разветвленную транспортную сеть региона. Цифры прошлого года наглядно подтверждают плачевную статистику - из 24 несовершеннолетних зацеперов, пострадавших на транспорте в Центральной России, половина - москвичи. При этом полицейские все чаще замечают "гастролеров" из соседних регионов страны, приехавших специально в Москву, чтобы покататься "верхом" на электричках. Электропоезда и сапсаны, к слову, пользуются наибольшей популярностью у зацеперов. Как правило, любители быстрой езды цепляются за головные вагоны или, что еще опаснее, залезают на крышу состава. Причем только хулиганским катанием дело не обходится: зацеперы стараются запечатлеть свои "подвиги" на видеокамеру, что тоже нередко оборачивается тяжелой травмой, а то и смертельным исходом. Подобные выходки, говорит Елена Коренкова, наказываются штрафом в размере 100 рублей. Быть может, именно поэтому зацеперов меньше не становится, считает она.
С мнением согласен директор по операционной деятельности Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) Владимир Козлов, знающий проблему не понаслышке. Он предлагает увеличить число полицейских в электричках или дать сотрудникам частных охранных предприятий, сопровождающих поезда, дополнительные полномочия. "Охранники не могут потребовать от нарушителей предъявить паспорт, а поэтому записывают данные зацеперов на слух, - пояснил он. - Также они не вправе применять силу. Даже взять человека за руку - уже превышение должностных полномочий". Например, чтобы уговорить человека слезть с крыши поезда, контролерам и охранникам порой приходится тратить около получаса, что, естественно, приводит к сбоям в графике движения.
- Зацеперы в основном катаются на старых составах, которые были выпущены в конце 80-х - начале 90-х годов, - пояснил Козлов. - На нескольких направлениях сейчас курсируют новые поезда, где теперь нет креплений, к которым обычно цепляются экстремалы. При этом современные электрички оборудованы камерами видеонаблюдения, включая крыши.
А вот глава комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко уверена: одними драконовскими штрафами проблему не решить. Профилактические беседы нужно проводить и с детьми, и с родителями, считает она: "Зачастую зацеперы встречаются в семьях, где родители обеспечены, но должного внимания своему ребенку не уделяют". В этом случае, говорят эксперты, на помощь может прийти спорт. То есть бурлящую энергию сорванца нужно перенаправить на экстремальные, но цивилизованные активности - сноуборд, скейтборд, скалолазание и другие, - в Москве их выбор широк.