04.04.2016 23:55
    Поделиться

    Эксперты обсудили в Москве как бороться с "зацеперами"

    За первые три месяца 2016 года на железных дорогах Москвы и Подмосковья пострадали 20 детей и подростков. Такую цифру привела журналистам начальник подразделения по делам несовершеннолетних управления на транспорте МВД по ЦФО Елена Коренкова.

    Многие из них, отметила она, получили травмы на железнодорожных переходах. Как правило, это пешеходы в капюшонах и наушниках, которые предпочитают уйти в себя и не смотреть по сторонам. Двое пострадавших - так называемые зацеперы. Приверженцев экстремального увлечения по традиции больше всего на железных дорогах столицы и области. И это объяснимо, учитывая разветвленную транспортную сеть региона. Цифры прошлого года наглядно подтверждают плачевную статистику - из 24 несовершеннолетних зацеперов, пострадавших на транспорте в Центральной России, половина - москвичи. При этом полицейские все чаще замечают "гастролеров" из соседних регионов страны, приехавших специально в Москву, чтобы покататься "верхом" на электричках. Электропоезда и сапсаны, к слову, пользуются наибольшей популярностью у зацеперов. Как правило, любители быстрой езды цепляются за головные вагоны или, что еще опаснее, залезают на крышу состава. Причем только хулиганским катанием дело не обходится: зацеперы стараются запечатлеть свои "подвиги" на видеокамеру, что тоже нередко оборачивается тяжелой травмой, а то и смертельным исходом. Подобные выходки, говорит Елена Коренкова, наказываются штрафом в размере 100 рублей. Быть может, именно поэтому зацеперов меньше не становится, считает она.

    С мнением согласен директор по операционной деятельности Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) Владимир Козлов, знающий проблему не понаслышке. Он предлагает увеличить число полицейских в электричках или дать сотрудникам частных охранных предприятий, сопровождающих поезда, дополнительные полномочия. "Охранники не могут потребовать от нарушителей предъявить паспорт, а поэтому записывают данные зацеперов на слух, - пояснил он. - Также они не вправе применять силу. Даже взять человека за руку - уже превышение должностных полномочий". Например, чтобы уговорить человека слезть с крыши поезда, контролерам и охранникам порой приходится тратить около получаса, что, естественно, приводит к сбоям в графике движения.

    - Зацеперы в основном катаются на старых составах, которые были выпущены в конце 80-х - начале 90-х годов, - пояснил Козлов. - На нескольких направлениях сейчас курсируют новые поезда, где теперь нет креплений, к которым обычно цепляются экстремалы. При этом современные электрички оборудованы камерами видеонаблюдения, включая крыши.

    А вот глава комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко уверена: одними драконовскими штрафами проблему не решить. Профилактические беседы нужно проводить и с детьми, и с родителями, считает она: "Зачастую зацеперы встречаются в семьях, где родители обеспечены, но должного внимания своему ребенку не уделяют". В этом случае, говорят эксперты, на помощь может прийти спорт. То есть бурлящую энергию сорванца нужно перенаправить на экстремальные, но цивилизованные активности - сноуборд, скейтборд, скалолазание и другие, - в Москве их выбор широк.

    Поделиться