04.04.2016 21:30
    Поделиться

    Российские компании оказались не готовы вкладывать деньги в космос

    Коммерческие компании стали активно осваивать космос - через несколько лет туристам можно будет отправиться в суборбитальный полет всего за 100-200 тысяч долларов.

    Позволить такие полеты могут далеко не все, но для сравнения сумма полета на МКС равна 70-80 миллионам долларов. Сегодня именно коммерческая космонавтика может дать новый импульс развитию "звездной" отрасли. Однако пока бизнес считает инвестиции в отрасль рискованными.

    Сейчас в России пять компаний, которые разрабатывают решения на базе малых космических аппаратов. Тем временем в США за последние два года в подобные стартапы было инвестировано более миллиарда долларов. Это капиталоемкая модель бизнеса, которая не кредитуется, а инвестиционные институты развития пока активно не поддерживают подобные проекты.

    "Инвестиции в масштабные космические проекты - это риск, к которому бизнес пока не готов, хотя мы слышим от них частые призывы и требования снять ограничения и отдать космическую отрасль в частные руки. В то же время они не спешат вкладывать деньги сюда - никто не приносит миллиарды, и даже рубли", - сетует Игорь Буренков, директор по коммуникациям госкорпорации "Роскосмос".

    "Сейчас задача сделать как можно меньше ограничений для частников и поддержать их. Это дитя, которое растет не под лучами солнца, но за частной космонавтикой будущее", - уверен Сергей Жуков, президент Московского космического клуба. По его словам, государству только снится скорость, с которой работает частник в космонавтике.

    Бизнес делает спутники, системы связи, занимается обработкой сигнала дистанционного зондирования Земли для изучения всходов на полях или управления транспортными потоками. Пока они развиваются за счет госконтрактов.

    "У нас модель создания результатов космической деятельности построена при участии государства и потребителя услуги или сервиса в лице министерств и ведомств", - говорит Михаил Цыганков, директор по ключевым партнерам Кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда "Сколково".

    Чтобы развивать отрасль, необходимо государственно-частное партнерство, считают эксперты. В мире последние 15 лет растет интерес со стороны инвесторов к развитию космических технологий, которые есть у государства.

    Если взять в пример успех американской частной космонавтики, то его можно объяснить системной поддержкой со стороны государства. "В России идет реформа ракетно-космической отрасли, а это консолидация принадлежавших государству космических активов. Наша задача создать эффективный институт государственно-частного партнерства в этой сфере", - отмечает Буренков.

    Сергей Иванов, глава компании "Даурия Аэроспейс", рассказал, что на Западе инициативу по освоению и использованию космоса все активнее захватывают частные компании, а в России бизнес только начинает проникать в эту сферу. Недавно одна компания отправила три спутника в космос, два из которых были проданы американцам за 4,35 миллиона долларов. Но "начинка" спутников была иностранной.

    "Развитием "частного космоса" у нас занимаются пока лишь несколько компаний, но они по своему характеру ничем не отличаются от успешных мировых практик. Где есть рынок, там есть место частному космосу", - говорит Иванов.

    Поделиться