"Российская газета" решила выяснить, как это отразится на мировом рынке, а также откроются ли новые рыночные возможности для российских металлургов.
На прошлой неделе Tata Steel объявила о решении продать все свои операционные мощности в Великобритании. Индусы намерены сделать это несмотря на уговоры руководителей английских профсоюзов, ведь на компанию работает порядка 15 тысяч британцев.
Сама Tata Steel объясняет свое решение дешевым импортом китайской стали, высокими ценами на электроэнергию, а также слабым спросом на продукцию отрасли. Закрытие производства грозит масштабным кризисом как сталелитейной промышленности, так и британской экономике в целом. Британское правительство обещает предпринять все возможные меры по спасению отрасли.
Сильнее всего из смежных отраслей, завязанных на металлургию, может пострадать британский автопром. Крупным британским автопроизводителям в случае закрытия сталелитейных заводов Tata Steel придется покупать импортную сталь, а это может привести к росту цен. Речь о таких компаниях, как Nissan, Vauxhall, MINI и Jaguar Land Rover.
Эти автопроизводители используют сталь, произведенную на британских заводах, для сборки большинства автомобилей, хорошо продающихся на местном рынке. Так, Nissan в некоторых популярных моделях использует только сталь, произведенную на заводе в городе Порт-Толбот (основной актив Tata Steel).
Компания Jaguar Land Rover тоже использует британскую сталь в своем производстве. А в MINI отметили, что используют как британскую, так и импортную сталь для изготовления автомобилей.
Как рассказал "Российской газете" экономист, доцент РАНХиГС Василий Якимкин, на мировом и европейском рынке уход Tata Steel из Великобритании никак не отразится. "В ЕС рынок быстро все заместит за счет увеличения китайского импорта", - замечает он.
Российским же металлургам, которые бы хотели увеличить свою долю присутствия на рынке туманного Альбиона, в связи с этим также не стоит обольщаться, говорит Якимкин.
С ним солидарен заместитель главного редактора журнала "Металлоснабжение и сбыт" Виктор Тарнавский.
Между тем уход индусов из Великобритании на мировом рынке отразится слабо в части цен и соотношения спроса и предложения, считает он. Однако это может подтолкнуть к консолидации европейского рынка. Уже циркулирует информация, что Tata Steel ведет переговоры с германской корпорацией ThyssenKrupp о приобретении доли в ее сталелитейном подразделении.