Новости

05.04.2016 20:40
Рубрика: Общество

Урок Истории

На спорные вопросы прошлого ищут ответы участники съезда учителей
Как преподавать "трудные" темы истории и не допустить манипуляций ими?

Почему некоторые учебники не могут понять даже академики? Эти и другие острые вопросы обсуждают в Москве более 500 учителей истории на своем Всероссийском съезде. Спорные моменты истории все активнее используются для манипуляции - идет война интерпретаций, бесплодная и разрушительная борьба с собственным прошлым, считает председатель Российского исторического общества, спикер Госдумы Сергей Нарышкин.

- Вы видите, во что пытаются превратить нашу общую историю недобросовестные политики на Украине, выискивая и намеренно раскрашивая в выгодные для них цвета примеры раскола и извращая и замалчивая факты единения, - обратил он внимание учителей. Так, на Украине "воюют с собственным прошлым даже в географических названиях и заставляют полюбить предателей и палачей".

Попытки забыть собственную историю приобрели и в Польше гротескные формы. Недавнее предложение польского Института национальной памяти о сносе 500 памятников советским воинам-освободителям возмутило Российское историческое общество. "Считаю, что не только ветеранские организации, но и историки разных стран, не говоря уже о политиках, претендующих на статус ответственных, обязаны жестко реагировать на такие проекты", - призвал Сергей Нарышкин.

Учителя, как рассказывал академик РАН Александр Чубарьян, сами попросили большую часть обсуждения посвятить освещению "трудных" тем в истории. Здесь и происхождение Древнерусского государства, которое на Украине пытаются выдать за миф, оценка личности Ивана Грозного, роль Октябрьской революции...

Нет ясности, как преподавать "трудные" темы, считает учитель года-2015 историк из Самары Сергей Кочережко. "Возьмем, к примеру, отмену крепостного права. Ведь нет единства не только в оценках причин и последствий, но и самого содержания реформы, - подчеркивает учитель. - Такая же спорная тема - опричнина".

- Непонятно, как преподавать период Золотой Орды, - сказала корреспонденту "РГ" учитель истории из Волжского Волгоградской области Ирина Вотякова. - Но главная проблема - с преподаванием современной истории, так как события 20-30 последних лет, которые есть в учебниках, это только факты. Мы просто сообщаем о них школьникам, не давая анализа. Очевидно, для осмысления этого периода прошло еще очень мало времени. Скажем, ученикам интересен фильм про штурм Белого дома, но надо объяснять, почему все это произошло. А этого нет в учебниках.

Идет война интерпретаций, бесплодная и разрушительная борьба с собственным прошлым

Учителя особенно подчеркивают, что интерес к истории в последние годы у школьников растет. С каждым годом все больше выпускников выбирают ЕГЭ по этому предмету. Если в 2013 году историю выбрали 19 процентов выпускников, то в этом уже 22 процента. Еще более показательные цифры привел глава Рособрнадзора Сергей Кравцов: Государственную итоговую аттестацию (ГИА) по истории после 9-го класса решили сдавать в этом году 8,5 процента учеников. А ведь в прошлом таких было менее 1 процента.

Ключевая тема съезда - новые линейки учебников. На основе нового стандарта преподавания истории подготовлены шесть новых линеек учебников, три из них одобрены. В РАН отдельно подготовили и концепцию преподавания всеобщей истории в школе с учетом последних исследований. Но процесс полного перехода на новые учебники завершится только к 2020 году, так что разработчики ждут мнений учителей на эту тему.

- Более 700 тысяч ребят почти год занимаются по новым учебникам истории. Российское историческое общество и минобрнауки внимательно следят за ходом их апробации, ориентируясь прежде всего на ваше мнение, - сказал преподавателям Сергей Нарышкин.

Вслед за едиными линейками учебников по истории появятся аналогичные по обществознанию. Нынешние, по мнению ученых и учителей, непонятны для детей, бессистемны и аморфны. Так, академик Чубарьян признался, что даже ему иногда сложно понять, что хотели донести до читателей авторы - что уж говорить о детях. Он посоветовал при формировании единой концепции учебников по обществознанию обратиться к опыту советской системы образования, где существовал предмет по изучению Конституции СССР. "Через Конституцию можно сделать доступными все проблемы: это политическая система, это и избирательная система, это права - что самое важное - и обязанности гражданина, что должны усвоить наши молодые люди", - уверен ученый.

Как рассказали педагоги из регионов, в школах есть сложности с кадрами. Если из классических университетов приходят все же подготовленные специалисты, то с выпускниками исторических факультетов педвузов просто беда. Одна из завучей сказала корреспонденту "РГ": "В школу ко мне пришли два новых учителя. Все поступали в педвузы со средним баллом аттестата "3". Как они будут учить детей истории?"

Не все в порядке с обеспечением учебниками. Педагоги рассказывают, что новых учебников в школах иногда просто нет, так как большая часть средств идет на начальную школу, которая стала заниматься по новым стандартам, программам и учебникам. А новые учебники истории иногда есть лишь в одном экземпляре у директора или самого опытного педагога.

Кстати

12 и 14 апреля Рособрнадзор проводит Национальное исследование качества образования по истории и обществознанию, в котором примут участие 500 школ.