"На меня абсолютно никто не влиял. Рисование - это мой порок. Я, по совести, поэт, а не художник...", - говорил Анатолий Тимофеевич. Как раз на поэта Зверева и стоит обратить здесь особое внимание. По автобиографическим заметкам и по воспоминаниям современников становится понятно, что художник с ранней юности и до конца жизни писал стихи.
Директор Литмузея, Дмитрий Бак, заметил: "Самой интригующей частью экспозиции для меня явилась зверевская литература. Не потому что она перевешивает его достоинства как художника, а потому что менее известна, доступна и очевидна. И при этом непосредственно связана с живописью. Когда я увидел, как строятся его стихотворные тексты, которые специально расширены на пространство листа, как будто бы на пространство холста, я понял - это тема нашего музея! Ведь в ГЛМ есть рукодельные книжечки Арсения Тарковского, например. Эти работы Зверева ложатся прямо в яблочко!"
Его стихи, словно мазки краски, набросанные на тетрадные листы в спешке, но при этом написаны очень разборчивым подчерком в отличие от отрывков из произведений, которые он цитировал под своими иллюстрациями.
Зверев любил литературу Николая Гоголя. Его иллюстрации к повести "Страшная месть" и "Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" широкой публике демонстрируются впервые. Зверев удивительно чувствовал Гоголя, его работы настолько гармоничны с текстом, что складывается ощущение - только так, вместе, они и могут существовать. По ним легко можно "прочитать" произведение. Оно и неудивительно: один из кураторов выставки - Валерий Силаев - утверждает: Зверев знал тексты Гоголя наизусть и лишь изредка правил свои цитаты, сверяя с оригиналом. К "Страшной мести" он создал около ста иллюстраций, изображая на бумаге чуть ли не каждый абзац.
Конечно же, выставка не обошлась и без отдельного уголка, посвященного портретам Оксаны Михайловны Асеевой, вдовы поэта Николая Асеева, одной из легендарных сестер Синяковых, в которых, к слову, были влюблены все футуристы. Анатолий Зверев встретил Оксану Михайловну в 1968 году. Эта встреча определила не только линию личной судьбы, но и самую проникновенную и сложную лирическую тему в искусстве художника. Асеевой посвящены и настоящая поэма, в стихах, и несколько десятков стихотворений Зверева.
Также на выставке можно увидеть множество автопортретов Зверева, его иллюстрации к произведениям Лермонтова, которого он также очень любил, Сервантеса, Апулея. Специально к выставке выпущены роскошнейшие книги с его работами, а также поэма Лермонтова "Мцыри" с рисунками художника. Оторваться от этих богатых изданий просто невозможно!
Здесь же можно посмотреть снятый к этому проекту фильм "О поэзии художника Анатолия Зверева" (сценарий Николая Котрелева) и предоставленный "Музеем АЗ" фильм Валерия Залотухи "Садись, детуля, я тебя увековечу!".
На выставке представлены работы художника из собраний Государственного литературного музея, Государственной Третьяковской галереи и коллекций Ивана Кардашиди, Дмитрия Орлова, Сергея Александрова, Александра Ващенко, Марка Курцера, Александра Кроника, Сергея Наметкина, Михаила Рызвановича, Любови Агафоновой, Петра Плавинского.
Экспозиция открыта до 22 мая.
Ни о чем
Ни о чем он не пишет
И знает, что уж не о чем
больше писать
мемуары повсюду блещат
и на полках их целый рулон
пруд - пруди сколько книг интересных
сколько разностей милых, смотри
и любовь к этому, даже трепет
а часов уже больше, чем три
не утрируя - есть искусство
оно разно - и флаг ее - всяк
и пустяк, что так все безобразно
голос смелых еще не иссяк
солнце темное
солнце ясное
возле тучки пригрелось
напрасно я
плачу, льется слеза из глаз
дух уходит от нас