В августе 2014 года Смоленский автоагрегатный завод был объявлен банкротом по иску налоговых органов, а за год до этого события его владельцы вывели практически все имущество, включая пятиэтажное общежитие, в уставной капитал новой фирмы. Ничего нового в этой схеме спасения от кредиторов нет, однако в данном случае она не сработала: после открытия конкурсного производства налоговые органы сделку опротестовали, и суды первой и апелляционной инстанций это требование удовлетворили (дело готовится к рассмотрению в Арбитражном суде ЦФО).
В свое время общежитие, вопреки требованиям федерального законодательства, не было передано заводом в муниципальную собственность, а его жильцы лишены права приватизировать свои комнаты. Теперь их продают вместе со зданием. А с конца 2013 года еще и вынуждают платить за жилье в 10 раз больше, чем в среднем по Смоленску! Упомянутое выше новое предприятие, куда пытались вывести основную часть имущества завода, передало общежитие в аренду частной фирме, а та - частной управляющей компании, которая теперь и требует с жильцов общежития деньги. При этом те не могут получить от новых управленцев никаких справок, например для получения детских пособий. Кроме того, общежитие требует ремонта, крыша течет, жить на пятом этаже практически невозможно, но никому в Смоленске до этого нет никакого дела.
- Работали на заводе, стояли в очереди на жилье, до последнего держались за родное предприятие за копейки, веря начальству, что вот-вот станет хорошо, - с горечью рассказывает Ирина Турикова, обитающая в общежитии. - А в результате всех уволили и денег не заплатили!.. Вот так и получилось: работали всю жизнь и даже двух этих несчастных комнат не заработали! Мне 50 лет, и как теперь на квартиру заработать?
Что делать в такой ситуации, люди не знают. Если спорная сделка будет расторгнута, и общежитие вернется в собственность завода, конкурсный управляющий выставит его на торги вместе со всей остальной недвижимостью, в том числе, как ни печально, и для того, чтобы выплатить зарплату 700 бывшим работникам предприятия, некоторые из которых живут в общежитии. Обратиться не к кому: депутаты облдумы вроде бы и не оставляют без внимания проблему, но говорят не о том, чиновники в последнее время в ответ на любые обращения советуют одно: "Судитесь!", а как судиться в Смоленске - известно. Потому и советуют, наверно.
И тому есть наглядный пример. В середине 2012 года завод продал комплекс профилактория, куда входили два жилых дома, частной компании. Поначалу "феодалы" были милостивы и готовы были дать жильцам возможность выкупить свои квартиры. За двухкомнатную квартиру нужно было заплатить примерно 750 тысяч рублей. Взять такие деньги жильцам было негде, но никого это не интересовало. Затем в домах отключили горячую воду, потом погас свет (кухонные плиты в домах электрические). Потом электричество включили, но владелец перестал присылать квитанции для оплаты, пытаясь выставить людей злостными неплательщиками. К осени стало понятно, что отапливать жилье он и впрямь не будет.
Жильцы не молчали и поставили в известность о своей проблеме все муниципальные и государственные структуры, которые только могли вмешаться в ее решение. Безрезультатно.
Жильцы попробовали обжаловать решение о включении своих домов в состав имущественного комплекса профилактория - юристы считают, что это противоречит федеральному законодательству. В январе 2013 года Верховный суд в своем решении отметил: из двух указов президента (от 1993 и 2003 годов) следует, что при приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Они, являясь государственной собственностью, должны были быть переданы в муниципальную собственность. В Законе "О приватизации жилищного фонда в РФ", кроме того, говорится, что для жильцов таких домов сохраняются все их права, в том числе и право на приватизацию. Этому же вопросу был посвящен специальный пленум Верховного суда, на котором вновь было отмечено: переход государственных и муниципальных предприятий в другую форму собственности либо их ликвидация не влияют на права жильцов, к числу которых относится и бесплатная приватизация.
Исстрадавшиеся люди обратились в суд и почувствовали, что в конце туннеля появился свет. Судья районного суда была очень внимательна, вызывала всех жильцов, расспрашивала, как и когда они получили эти квартиры, сколько живут и так далее. И вдруг в декабре 2015 года - отказ в исковых требованиях в полном объеме! А когда жильцы получили решение суда, то вообще оторопели: оказывается, в тот момент, когда владелец профилактория продавал дома физическому лицу, никаких жильцов там не было! Ау...