В Калининградской области возобновят добычу семги

Федеральное агентство по рыболовству планирует возобновить в Балтийском море добычу атлантического лосося (семги), которая не велась с 2009 года. В 2017 году намечается выловить 34,6 тонны ценной красной рыбы, причем большую часть этого объема - в морской акватории Калининградской области.

- Этот вопрос обсуждался на совещании в Росрыболовстве по нашей инициативе, - пояснил корреспонденту "РГ" руководитель Западно-Балтийского территориального управления Росрыболовства Владимир Зарудный. - За последние пять лет рыбоводные заводы Ленинградской области в рамках госпрограммы по сохранению и пополнению запасов семги выпустили в общей сложности 3,2 миллиона голов молоди этой рыбы в бассейн Балтики. В воспроизводство биоресурса вложены немалые госсредства, а плодами пользуются предприятия стран ЕС. Соседи из сопредельных государств имеют возможность заниматься промышленным и любительским рыболовством, в то время как наши рыбаки такой возможности лишены.

Российский промысел дикого лосося в Балтийском море был прекращен семь лет назад. Нужно сказать, что и до этого квоты, выделяемые калининградским пользователям, оставались на бумаге. Дело в том, что, по закону о рыболовстве, добыча анадромных видов рыб в территориальном море РФ разрешалась только в пределах рыбопромысловых участков. Но в тех квотах, что распределены рыбакам

26-го подрайона Балтики, лосося практически нет. По этой причине "подрайонщики" систематически не осваивали квоты, а с запретом дрифтерного лова (сетями) рыбопромысловые участки и вовсе остались невостребованными бизнесом. Попадавшиеся же в качестве прилова среди мелкосельдевых отдельные экземпляры семги создавали рыбакам серьезные проблемы. За таких случайных "гостей" грозил штраф, поэтому промысловики предпочитали выбрасывать ценную рыбу за борт. А вот литовские и польские рыбаки без хлопот и ограничений ловят "попутчиков".

Теперь наши рыболовные компании смогут добывать дикого лосося в Балтийском море. Правда, для этого предстоит организовать ярусный специализированный промысел.

- С ярусами у нас в области никто и никогда не работал, только сетями и тралами. Крючковых снастей ни у кого нет. К тому же ярусный лов тяжелый, травмоопасный, а опытных кадров у нас тоже нет. Затраты на переоборудование судов, на подготовку рыбаков не окупятся, - уверен индивидуальный предприниматель Николай Мишин, который занимается прибрежным рыболовством свыше десяти лет. - Если распределить 29,4 тонны лосося, которые предполагается выставить на аукцион, среди всех традиционных пользователей, получатся лоты по сотне рыбин (лосось считается в штуках). Невелика добыча. Для сравнения: объем добываемой нами кильки доходит до 50 тысяч тонн в год. И на 10 тонн мелкосельдевых в прилове попадаются один-два лосося. Я уже не помню, когда последний раз мои рыбаки угощали меня этой деликатесной рыбой.

По мнению Николая Мишина, вряд ли аукцион кого-то заинтересует, хотя, может быть, найдутся экспериментаторы, готовые к новшествам. Начинать, как считают труженики моря, нужно не с установления общего допустимого улова (ОДУ), а с введения так называемой олимпийской системы освоения квоты на семгу, выдаваемой на общее пользование. Результаты предприятий здесь зависят от их сноровки и элементарной удачи. В пример Николай Мишин привел ситуацию с камбалой-тюрбо: с введением "олимпийки" улов за год увеличился с двух-трех тонн до 25 тонн.

В Атлантическом НИИ рыбного хозяйства и океанографии, по признанию заведующего лабораторией Балтийского моря Игоря Карпушевского, уже лет десять бьются над тем, чтобы легализовать случайно попадающего в сети лосося. Из-за запрета дрифтерного лова статистики добычи лосося нет, рыбаки "попутчиков" скрывают, поэтому ученые не могут даже дать рекомендации по ОДУ. Карпушевский считает, что сначала нужно оценить состояние запасов ценной рыбы хотя бы по данным прилова. Допустимую интенсивность спецпромысла можно определить, установив величину возможного вылова атлантического лосося.

Кстати

В Федеральном агентстве по рыболовству принято решение внести атлантический лосось (семгу) в исключительной экономзоне РФ в Балтийском море в список объектов, на которые устанавливается общий допустимый улов. После утверждения лимитов планируется распределить доли квот на аукционе. В 2017 году предлагается ввести в промысел 34,6 тонны лосося, в том числе в 26-м подрайоне - 29,4 тонны и в 32-м подрайоне в Финском заливе - 5,2 тонны. Прогнозные цифры представлены на совместном заседании Отраслевого совета по промысловому прогнозированию при Росрыболовстве и совета директоров НИИ.

Мнение

Владимир Зарудный, руководитель Западно-Балтийского территориального управления Росрыболовства:

- Принятие решения о возрождении промысла позволит легализовать попадающийся в прилове атлантический лосось, проложит ему путь если не на наши прилавки, то сначала на стол рыбакам. Разрешение промысла ценной рыбы - правильная мера, отвечающая национальным интересам РФ на Балтийском море. Она открывает интереснейшие перспективы для спортивного рыболовства, для трофейной рыбалки, что привлечет туристов в эксклав, послужит развитию экономики региона. Почему нужно квотировать вылов семги? Опасения, что стоимость прилова будет превышать стоимость улова основного вида рыбы, не беспочвенны. Добыча мелкосельдевых может стать прикрытием для охоты на дикого лосося. Браконьерства не избежать. А уж какие будут квоты добычи красной рыбы, рекомендуют ученые

АтлантНИРО, которые ведут мониторинг и оценивают запасы и состояние водных биоресурсов. Надо начинать с небольшого объема, а потом посмотрим, как пойдет дело. А по поводу ярусного лова, если у нас в области чего-то не было, это не означает, что его никогда не будет. Бизнес от организации лососевого промысла, безусловно, выиграет.