В Псковской области первый пал травы зарегистрировали 23 марта в деревне Трибесово Красногородского района. Сухая трава на площади один гектар сгорела по вине женщины, которая решила с помощью огня навести порядок на своем приусадебном участке. Виновницу привлекли к административной ответственности по статье "Нарушение требований пожарной безопасности". Правда, штраф псковичка заплатит небольшой - полторы тысячи рублей.
В Ленинградской области сезон сельхозпалов тоже начался в конце марта. За неделю пожарные подразделения 261 раз выезжали на тушение пала травы на общей площади 59 гектаров. Резко возросло количество палов травы в Новгородской области. Если по состоянию на 24 марта сотрудники МЧС зафиксировали 120 таких возгораний, по состоянию на 28 марта - уже порядка 400.
Самая напряженная ситуация сложилась в Калининградской области, где при сухой солнечной погоде дули сильные ветра. К концу марта в регионе зарегистрировали 945 случаев несанкционированных поджогов прошлогодней травы. Общая площадь возгорания, пройденная палами, составила 964,1 гектара. В Черняховске полевые пожары неделю назад привели к трагедии - погиб 67-летний мужчина. По предварительным данным полиции, пенсионер пытался потушить огонь, потерял сознание и сгорел.
Как отмечают калининградские спасатели, практически всегда за полевыми пожарами стоит человек. В большинстве случаев жители региона жгут прошлогоднюю сухую траву, стерню и тростник, руководствуясь мифами о пользе весенних палов. В МЧС попытались развеять некоторые такие мифы.
- Считается, что выжигание травы прогревает почву и обогащает ее золой, в результате чего на выжженных участках новая трава появляется быстрее и растет лучше. На самом деле скорость движения огненной кромки такова, что она абсолютно не прогревает почву глубже нескольких сантиметров, - делится информацией начальник отделения управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Калининградской области Мария Суханова. - Но температура горения веток, травы, листьев на поверхности превышает 700 градусов по Цельсию. Этого достаточно, чтобы спалить зерна семян нового травяного покрова и ухудшить верхний плодородный слой земли. Что же касается удобрения почвы золой, травяной пожар не добавляет ничего нового. Минеральные питательные вещества, содержащиеся в золе, все равно попали бы в почву при разложении сухой травы. Зола, образующаяся после пожара, не проникает в почву, а остается на поверхности, и первый же сильный дождь смывает ее в ручьи и реки. То есть обогащения золой не происходит.
Одних увещеваний мало, чтобы владельцы угодий и хулиганы перестали жечь траву. Необходим финансовый "кнут". В ноябре прошлого года в нашей стране уже ввели запрет на сельхозпалы. Однако штрафы, которые грозят гражданам, невелики. Максимальные санкции для физических лиц составляют полторы тысячи рублей, для должностных лиц - 15 тысяч рублей. Существенное денежное взыскание, до 200 тысяч рублей, грозит только юридическим лицам, но до подобных штрафов доходит очень редко. В условиях противопожарного режима наказание ужесточается: граждан за поджоги травы могут оштрафовать максимум на четыре тысячи рублей, должностных лиц - на 30 тысяч рублей, юридических лиц - на полмиллиона.
Такие санкции не стимулируют владельцев сельхозугодий отказаться от весенних палов. Как отмечают многие собственники земли, им проще и дешевле нанять человека, который подожжет траву, заплатить за него штраф в полторы тысячи рублей, чем перекапывать прошлогодний сухостой.
Огонь с полей часто перебрасывается на леса. Ежегодный ущерб от лесных пожаров в нашей стране оценивается примерно в 20 миллиардов рублей. В прошлом году больше 80 процентов всех лесных пожаров возникли по вине человека, в том числе из-за поджогов сухой травы, отмечают в Федеральном агентстве лесного хозяйства.
Чтобы исправить ситуацию, в этом году Рослесхоз подготовил проект изменений в Кодекс об административных правонарушениях.
- За выжигание хвороста, сухой травы и других горючих лесных материалов предлагается поднять штрафы для граждан до 40 тысяч рублей, для должностных лиц - до 300 тысяч рублей, юридических лиц - до 500 тысяч, - рассказали в пресс-службе лесного ведомства.
Впрочем, дело не только в величине штрафов, отмечают в Рослесхозе. Здесь важна работа следственных органов, региональных и муниципальных властей, в том числе и с населением.
Раньше в Калининградской области региональные структуры имели право самостоятельно, без МЧС, штрафовать нерадивых землевладельцев за сжигание травы. Однако недавно прокуратура опротестовала соответствующую статью регионального Кодекса об административных правонарушениях.
- По мнению прокуратуры, если пал травы - это нарушение правил противопожарной безопасности, то штрафовать за эти нарушения должны органы МЧС, - пояснили корреспонденту "РГ" в министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области. - На деле у МЧС хватает сил и средств только для того, чтобы погасить возникший пожар. А до разбирательств, кто собственник земли и кто совершил поджог, на практике не доходит.
Сейчас власти региона готовят новую редакцию статьи об административном наказании за сжигание травы на полях.
- Опыт Краснодарского края, который уже использует подобные нововведения, показал хорошие результаты, - комментирует ситуацию министр природных ресурсов и экологии Калининградской области Юрий Шитиков. - В кодексе Краснодарского края предусмотрена ответственность за сжигание сухой растительности и пожнивных остатков сельскохозяйственных культур. Там административное наказание могут применять региональные структуры.