Созданная учеными Института проблем передачи информации РАН система распознавания не имеет аналогов в мире. В чем ее уникальность? Речь идет об автоматической классификации автомобилей на въездах платных дорог. Задача - как можно быстрей и точней распознать класс машины, чтобы до минимума сократить время ожидания в очереди. За рубежом такую сортировку уже давно поручают довольно простым системам, которые действуют по принципу турникета метро. Датчики фиксируют максимальную высоту кузова, высоту над капотом, а также число колесных осей. Размер платы зависит от того, в какой из четырех классов автомобилей попала та или иная машина.
- Наш классификатор работает совершенно иначе, - объясняет один из конструкторов системы Тимур Ханипов. - Вместо оптических датчиков установлены видеокамеры. Изображение с них позволяет рассмотреть объект во всех деталях. С таким подходом система не ошибается, принимая брызговик "шестерки" за третью колесную ось. Но и здесь есть свои неожиданные проблемы. Например, из-за... солнца. Картинка на видеокамере зависит не только от времени года, она меняется даже в течение суток, особенно непостоянны тени.
Однако благодаря применению изощренных алгоритмов распознавания российским ученым удалось создать систему, которая даже в сложных погодных и дорожных условиях России классифицирует автомобили с точностью 99,7 процента. Особо надо отметить, что вся компьютерная программа создана в России, а ведь зачастую для таких целей адаптируют зарубежные разработки.
- Конечно, в разработке наша система оказалась сложнее зарубежных, - говорит завлабораторией института Дмитрий Николаев. - Но мы ученые, а значит, обязаны создавать нечто новое. В использованном нами подходе заложен большой потенциал для решения самых разных задач распознавания.
Уникальная разработка удостоена премии правительства Москвы для молодых ученых. Лауреатами стали Тимур Ханипов, Антон Григорьев и Елена Кузнецова. Средний возраст лауреатов - 26 лет.