05.04.2016 00:00
    Поделиться

    Российский рынок электронной торговли накопил потенциал для роста

    Бизнес покупает дешевле, но чаще
    Рынок электронной торговли B2B остается одним из наиболее стабильных и динамичных в России. На фоне кризиса он даже сумел накопить потенциал для роста. Но его будущее всецело зависит от действий госрегулятора.

    Дмитрий Миндич, исполнительный директор проекта "ЭТП в России: кто есть кто" RAEX (Эксперт РА)

    Проведенное RAEX исследование показало: крупнейшие заказчики уже два года назад перешли к режиму экономии. Средний объем электронных закупок, проведенных компаниями, снизился в 2014 году на 19 процентов. В то же время их число выросло всего на 1,7 процента. Это привело к снижению средней стоимости договора на 20 процентов. Заказчики начали экономить на традиционной номенклатуре - закупают те же товары, но дешевле или меньше. "Тенденция последнего года - сильно сократилось количество крупных закупок, зато пропорционально выросло количество относительно небольших процедур. В результате оборот торгов растет", - отмечает Андрей Бойко, коммерческий директор B2B-Center.

    Несмотря на снижение средних показателей активности заказчиков, объем рынка в рублях вырос примерно на 10 процентов, в основном за счет сегмента регулируемых закупок компаний по закону N 223-ФЗ. Важным фактором, обусловившим подъем рынка, стал рост проникновения услуг электронных торговых площадок (ЭТП) в сегмент корпоративных закупок, а также расширение клиентской базы площадок за счет новых заказчиков. Доля крупнейших заказчиков, внедривших электронные закупки, выросла за год до 77,4 процента.

    "Основная конкурентная борьба между операторами сейчас разворачивается не за тех клиентов, которые еще не внедрили электронные закупки, а за заказчиков, которые уже работают на других площадках. "Незанятыми" остаются компании из отраслей, в которых практика использования электронных торгов в принципе не очень распространена", - комментирует Антон Киценко, директор департамента по работе с корпоративными клиентами Единой электронной торговой площадки.

    Проникновение услуг ЭТП в сегменте закупок крупнейших корпоративных заказчиков растет более быстрыми темпами, чем год назад. Доля закупок в электронной форме в общем объеме закупок увеличилась за год на 14,6 процента и впервые превысила 50 процентов. Выросла и доля заказчиков, проводивших более 80 процентов своих закупок онлайн (с 33 до 40 процентов).

    При этом кризис пока никак не повлиял на предложение и уровень конкуренции на рынке. Средние оценки эффективности применения электронных закупок заказчиками практически не изменились. Большинство (38 процентов) оценивают эффективность электронных закупок по сравнению с "бумажными" процедурами в пределах 5-10 процентов. В то же время ощутимо выросла доля сверхуспешных заказчиков, оценивающих эффективность применения электронных закупок в диапазоне 15-20 и более 20 процентов.

    По данным большинства операторов ЭТП, кризис пока не привел к сколько-нибудь массовому оттоку поставщиков с рынка. "На электронном рынке В2В наблюдается прирост и заказчиков, и поставщиков. Для поставщиков это огромный, во многом неосвоенный рынок сбыта, где можно легко найти своих клиентов и выйти на новый уровень ведения бизнеса", - считает генеральный директор электронной площадки "РТС-тендер" Виктор Степанов.

    "В начале 2015 года поставщики стали меньше участвовать в закупках, опасаясь, что не смогут исполнить договор по расторгованной цене. Постепенно ситуация нормализовалась, интерес поставщиков к корпоративным закупкам снова вырос", - комментирует Дмитрий Пангин, глава Группы электронных площадок ОТС.

    Развитие рынка опережает негативные тенденции, вызванные спадом деловой активности компаний. Более того, операторы успешно наращивают клиентскую базу, что может дать серьезный толчок развитию рынка, как только экономика перейдет к росту.

    Тем не менее перспективы рынка неочевидны. Проект поправок в 223-ФЗ, который регулирует закупки компаний с госучастием, предусматривает отбор операторов, которые в дальнейшем будут допущены к проведению закупок госкомпаний.

    Первоначально предлагалось провести его в форме открытой аккредитации для неограниченного числа операторов. Однако концепция реформы изменилась: сегодня на повестке дня отбор ограниченного числа операторов, которые будут допущены к проведению регулируемых государством корпоративных закупок. Оценивать последствия реформы пока рано, однако уже сегодня можно обозначить ряд важных характеристик рынка услуг ЭТП, которые определят, как будет происходить его переформатирование.

    Во-первых, рынок услуг ЭТП в сегменте закупок по 223-ФЗ отличает высокая концентрация. По данным минэкономразвития, в декабре 2015 года закупки по 223-ФЗ проводили 162 площадки. Однако львиная доля от общего объема закупок (67 процентов) пришлась на 11 крупнейших ЭТП. На мелкие независимые площадки и корпоративные ЭТП приходится всего треть оборота закупок по 223-ФЗ. Заказчики самостоятельно, без вмешательства государства, отделили "зерна от плевел".

    Во-вторых, торги по 223-ФЗ обеспечивают основную долю оборота торгов на независимых ЭТП. В среднем закупки субъектов 223-ФЗ составляют около 61 процента оборота торгов, проводимых на крупнейших площадках. Подавляющее большинство крупных независимых операторов, за единичными исключениями, лишатся 2/3 и более оборота проводимых на их ЭТП торгов в случае непрохождения отбора. Линейной зависимости между объемом проводимых на ЭТП торгов и доходами оператора нет, тем не менее это взаимосвязанные величины. Таким образом, отбор операторов приведет к переформатированию рынка услуг ЭТП в сегменте B2B.

    Поделиться