05.04.2016 20:35
    Поделиться

    Утраченный шедевр Караваджо нашелся во Франции

    Во Франции обнаружена, как здесь многие убеждены, картина гения итальянского Возрождения Караваджо "Юдифь и Олоферн", которая давно считалась утраченной. Именно к такому выводу пришли местные любители живописи, когда ознакомились с постановлением государственной комиссии, опубликованным в официальном правительственном органе "Журналь офисьель".

    Этот документ представляет собой письменный отказ на ходатайство о вывозе из страны картины, авторство которой, как там сказано, учитывая "сходство с иными работами, исполненными в манере Караваджо", может оказаться шедевром одного из крупнейших мастеров барокко, представляющим "огромную художественную ценность".

    Доподлинно установлено, что Микеланджело Меризи, известный как Караваджо, написал две картины, сюжетом которых была библейская история времен Ветхого Завета, когда иудейская красавица, вдова Юдифь соблазнила военачальника вавилонского царя Навуходоносора Олоферна и обезглавила его, тем самым спасла свой город и всю Иудею от захватчиков.

    Первая картина с этим сюжетом была исполнена в Риме в 1599 году и ныне находится в коллекции Национального музея старинного искусства, разместившегося в римском дворце Барберини.

    Вторая картина была написана Караваджо позже в Неаполе. Что о ней известно? Что она находилась во владении двух голландских художников и одновременно торговцев картинами Луиса Финсона и Абрама Винка, которые в начале XVI века жили в Неаполе и были поклонниками таланта Караваджо. Об этом есть прямое упоминание их соотечественника и также живописца Франса Пурбюса Младшего в письме, адресованном герцогу Мантуанскому, на службе у которого состоял. В послании, датированном 1607 годом, в частности, говорится, что Луис Финсон в то время был занят копированием шедевра Караваджо. Эта копия была позднее приобретена итальянским банком "Intesa San Paolo" и хранится в Неаполе в принадлежащем ему дворце. Что касается оригинала, то после смерти Лиса Финсона в 1617 году его единственным владельцем стал Абрам Винк, а когда спустя четыре года и он скончался, то следы картины затерялись минимум на два с лишним столетия.

    Как указано в письменном отказе, а его инициатором, несомненно, было министерство культуры, "Юдифь и Олоферн" номер два с середины XIX века находилась в коллекции частных лиц, проживающих на юго-западе Франции. Ни их имен, ни каких-либо иных подробностей не сообщается. Известно лишь, что эти инкогнито решили продать картину через некоего парижского негоцианта, специализирующегося на старинных полотнах. Собственно его обращение в официальные инстанции и спровоцировало в Париже нынешний ажиотаж вокруг Караваджо.

    Хотя некоторые эксперты пока не дают полной гарантии аутентичности картины, многие другие склонны ее признать таковой. По некоторым данным владельцы картины запросили за нее 110 миллионов евро, что в целом соответствует оценке столь редкого и драгоценного шедевра. Говорят, что среди желающих ее приобрести несколько американских музеев. Скорее всего, в ближайшие недели, а, может быть, месяцы будет проведена кропотливая работа по анализу полотна. Если все подтвердится, то, как здесь считают, появление из недр столетий давно потерянного шедевра Караваджо станет самой большой сенсацией в мире искусств за последние четверть века.

    Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"

    Поделиться