С середины 50-х годов доля накопления в валовом внутреннем продукте Японии держится на уровне 30-35% (в то время как в других развитых странах - менее 20%).
Каковы же источники ускоренного накопления капитала в Японии? Как, за счет чего японским предпринимателям удается из года в год выделять почти вдвое больше средств на обновление оборудования и модернизацию производства, чем их американским и западноевропейским конкурентам? Вот ключ к понимаю динамизма японской экономики.
Важнейший фактор - более низкий, чем в других развитых странах, уровень личного потребления. Причем это касается и обеспеченных слоев. Япония сумела добиться максимальной мобилизации внутренних ресурсов, занижая долю потребления и завышая долю накопления. При этом она опиралась на особенности японского образа жизни, на устои традиционной морали, возводящей в добродетели усердие в труде и умеренность в быту.
"Средний японец нынче обеспечен бытовой электротехникой лучше, чем одеждой; одеждой лучше, чем едой; едой лучше, чем жильем". Эта ходкая фраза точно выражает суть образовавшихся в послевоенные годы диспропорций.
На взгляд иностранца, особенно человека с русской натурой, японцы в своем семейном бюджете проявляют поразительное равнодушие к повседневной пище. Это отношение к будничному рациону как к чему-то второстепенному коренится в глубине веков. Одежда человека служила в старой Японии символом его общественного положения, а невзыскательность в еде культивировалась как добродетель.
Люди на улицах Токио одеты не хуже, чем в любой из европейских столиц. Нужно дождаться полудня, дабы посмотреть, чем питается этот горожанин в отутюженном костюме и белоснежной рубашке. К этому часу в деловых кварталах Токио появляются велосипедисты. Каждый рулит лишь одной рукой. А другой держит поднос, на котором в несколько этажей расставлены миски.
Это посыльные из соседних закусочных доставляют обед тем, кто трудится за ультрасовременными фасадами из алюминия и стекла. Служащие, что сидят в общем зале, получают разное жалованье. Но и курьеры, и столоначальники одинаково довольствуются миской горячей лапши.
Практически каждая японская семья обеспечена всеми видами бытовой электротехники. Однако четверть жилищ в стране не имеет современной канализации. Центральное отопление редкость для большинства горожан. Что же касается близости к природе, то она дает о себе знать прежде всего сквозняками из всех щелей.
Японии присуща еще одна своеобразная черта: низкому уровню личного потребления сопутствует весьма высокий уровень личных сбережений. Японцев отнюдь не назовешь людьми скаредными, мелочно расчетливыми. На взгляд американцев, они даже легкомысленно относятся к деньгам. Тем не менее японская семья откладывает в виде сбережений более 15% доходов - почти втрое больше, чем американская или английская.
Быть столь рачительными японцев заставляет сама жизнь. Деньги прежде всего необходимо откладывать на старость из-за несовершенства соцобеспечения. Система государственных пенсий практически отсутствует. При укоренившейся практике пожизненного найма вся надежда на руководство своей фирмы.
Приходится также копить на образование детей. Ибо оно, во-первых, очень дорого, а во-вторых, имеет решающее значение для их предстоящей карьеры. Традиция заботиться о сбережениях порождена и другими причинами. Это дороговизна жилья, медицинской помощи, обычай тратить крупные суммы на свадьбы и похороны, угроза стихийных бедствий.
С другой стороны, делать сбережения японцам помогает особенность оплаты труда. По существующей традиции наниматели занижают ежемесячные выплаты с таким расчетом, чтобы труженик получал в течение года не 12, а 15 окладов. Два из них выдают как премию перед Новым годом и еще один в середине лета. Часть этих денег используют для сезонных покупок. Но больше половины обычно откладывают в форме сбережений. Японцы держат свои сбережения в форме вкладов.
Средства эти широко используются для кредитования японской экономики. Причем частные коммерческие банки, куда стекается основная масса личных сбережений, значительно дальновиднее учитывают общую конъюнктуру.
Итак, японские труженики своей бережливостью подталкивают машину частного предпринимательства, во-первых тем, что мало получают, а во-вторых тем, что оставляют в банковском обороте значительную часть своих доходов.
А японские предприниматели? Проявляют ли они такую же склонность откладывать на завтра то, что пригодилось бы сегодня? Совсем наоборот. Им присуща готовность быть по уши в долгах.
Средства, которыми располагает японская компания, обычно на 80% состоят из банковских кредитов и лишь на 20% из акционерного капитала.Получая банковские ссуды под весьма высокие проценты, японский предприниматель вынужден делать ставку на стремительные темпы роста производства, искать самые радикальные пути повышения производительности труда, вновь и вновь переоснащать цехи.
Перечисляя источники ускоренного накопления капитала в Японии, мы отмечали низкий уровень личного потребления при высокой доле личных сбережений. К тому же из-за особенностей японского образа жизни потребление в верхушке общества заметно скромнее, чем в США и Западной Европе. Наконец накоплению способствует еще одно обстоятельство: низкий уровень правительственных расходов. Государственные и местные налоги составляют в Японии 16% валового внутреннего продукта, тогда как в США - 24%, а в Англии - 39%.
Здесь, конечно, сказывается то обстоятельство, что по навязанному США мирному договору Япония не вправе создавать армию, флот и авиацию. Так называемые силы самообороны по функциям похожи на МЧС. Так что в течение всех послевоенных лет Япония тратит на военные нужды лишь 1% ВВП. Во-вторых, в государственном бюджете Японии очень низка доля расходов на социальные нужды. Этот показатель в 2-3 раза ниже, чем в Англии и других западноевропейских странах.
Финансовую акробатику японского бизнеса страхует, поддерживает и направляет государство. Именно зависимость предпринимателей от банков помогает правительству регулировать направления и темпы развития экономики. Однако японское экономическое чудо ушло в прошлое на рубеже 1980-х. 1990-е годы в Токио теперь именуют "потерянным десятилетием". Да и начало XXI века оказалось немногим лучше. Так что роль регионального экономического лидера перешла от Японии к Китаю.