06.04.2016 10:07
    Поделиться

    Налоговики разрабатывают механизм борьбы с неучтенным импортом

    Из-за слабого контроля за ввозом товаров в Киргизию из стран ЕАЭС бюджет республики ежемесячно недополучает миллионы сомов. О том, какие меры планируется принять для исправления ситуации, "РГ" рассказал заместитель председателя Государственной налоговой службы (ГНС) КР Октябрь Абдыкаимов.

    Октябрь Абдыкаимович, республиканским налоговикам и министерству экономики поручили разработать меры по стабилизации ситуации, связанной с импортом товаров в КР. Как продвигается работа?

    Октябрь Абдыкаимов: Как вы знаете, введение в действие так называемого механизма предварительного уведомления, когда предприниматели должны сообщать заранее о намерении завезти или вывезти товары, решили отложить. Что же касается талонов, которые заполняются при перемещении грузов через госграницы КР, то они не позволяют в полной мере определить ни количества товаров, ни их получателя, ни тем более полноты уплаты налогов.

    В связи с этим до первого июля 2016 года ГНС и министерству экономики поручили разработать и представить свои предложения, касающиеся пересмотра данного механизма учета и последующего контроля грузов в рамках взаимной торговли в ЕАЭС. При этом обязательно должно быть учтено мнение представителей бизнес-сообществ страны, которые, напомню, выступили против предварительного уведомления.

    Согласно поручению кабинета министров, новый механизм должен предусматривать для предпринимателей упрощенные административные процедуры учета перемещаемых товаров через государственную границу республики. Это, к примеру, предоставление упрощенных форм документов на импортируемые грузы, сопроводительных, в том числе в электронном виде.

    Однако все это не значит, что импортеров освободят от уплаты соответствующих налогов. Нормы национального законодательства и соответствующих соглашений ЕАЭС требуют, чтобы налоги платили в полной мере и в срок. Так, после импорта товара на территорию КР не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, когда был осуществлен ввоз коммерческого груза, должен быть предоставлен отчет по косвенным налогам (НДС и акциз на импорт), и они должны быть уплачены.

    Отмечу, что новые правила, вступившие в силу с момента вхождения республики в ЕАЭС, фактически изменили базу налогообложения импортируемых товаров. Если раньше таможенники взимали налоги исходя из стоимости товара плюс транспортные и накладные расходы, то теперь НДС исчисляется исходя только из стоимости товара, которая указана в счете-фактуре, инвойсе. Также после вступления Киргизстана в ЕАЭС процедура перемещения товаров значительно упростилась - с границ убрали ранее существовавшие оформление и контроль.

    Что сегодня считается контрабандой? В республике до сих пор ведутся нешуточные споры. Одни говорят, что перевоз грузов без документов из, скажем, Казахстана в Киргизию после вступления республики в ЕАЭС контрабандой не является. Другие с этим не согласны. Какова официальная позиция по этому поводу?

    Октябрь Абдыкаимов: Что касается ввоза товаров в рамках торговли со странами Евразийского экономического союза, то даже если при этом были какие-то нарушения при оформлении документов, он все равно не может считаться контрабандой. Контрабандными являются только те грузы, которые незаконно пересекают таможенную границу КР со странами, не входящими в ЕАЭС. Поэтому факты ненадлежащего оформления документов и завоза товаров из Казахстана квалифицировать как контрабанду нельзя. Соответственно и применить какие-то серьезные санкции к владельцам грузов сегодня тоже невозможно.

    Принимаются ли какие-то меры к тем, кто указывает неверные сведения о грузе в пока еще действующем регистрационном талоне о пересечении границы?

    Октябрь Абдыкаимов: Признаю, что это случается часто. Но единственное, что мы можем сегодня противопоставить этому, - проведение рейдовых контрольных мероприятий. В случае установления фактов ввоза неучтенного товара мы обязываем нарушителя представить налоговую отчетность и заплатить все налоги. Для этого формируются мобильные группы, которые выборочно осуществляют проверки прибывающих грузов. Выявляется существенное занижение стоимости импортного товара, его количества, получатель часто неизвестен. Больше всего проблем с лесоматериалами и продовольствием - мукой, сахаром, рыбной продукцией.

    Как же в этом случае отслеживают поступление импорта в Казахстане или России? Изучался ли киргизскими специалистами опыт этих стран?

    Октябрь Абдыкаимов: Перед вступлением в Евразийский экономический союз мы общались с нашими коллегами по поводу подобных проблем в сфере учета и контроля перемещаемого товара во взаимной торговле. Пытались узнать, как они решают эти вопросы. Однако, как нам объяснили наши партнеры, у них серьезных проблем в этом отношении нет. Скорее всего потому, что ощутимые источники формирования доходной части бюджета в РФ и РК - производство и оборот нефтепродуктов, газа. Поэтому приграничная торговля их не особо интересовала.

    Так что если там и были какие-то потери бюджета из-за неучтенного импорта, то незначительные. В Киргизии же основную долю налоговых поступлений в казну составляет уплата косвенных налогов по импорту, которые раньше собирали таможенные органы. Причем большая часть этого импорта шла как раз-таки из стран-участниц ЕАЭС. Однако, насколько нам известно, сейчас проблема полноценного учета перемещения товаров в рамках экономического объединения беспокоит и наших партнеров по союзу.

    Отмена предварительного уведомления вопрос решенный?

    Октябрь Абдыкаимов: Внедрение механизма предварительного уведомления приостановлено. И пока не известно, продолжится ли оно в том же виде или это будет какая-то альтернатива. Ясно это станет в ближайшие месяцы, после выработки соответствующих предложений и их рассмотрения правительством.

    При разработке механизма предварительного уведомления предполагалось распространить его не только на импортеров, но и на экспортеров. При этом преследовалось несколько целей. В том числе - наладить должный статистический учет торговых операций между странами ЕАЭС. Ведь когда на границе стояли таможенники, они отслеживали передвижение грузов и вели соответствующий учет как импорта, так и экспорта товаров. Полученные данные затем использовались Нацстаткомом КР для ведения статистики. Сегодня, как мне известно, такого источника информации нет. Хотя, наверное, используются другие методы статучета.

    Уже известно, какие потери несет бюджет Киргизии из-за отсутствия контроля за перемещением импорта?

    Октябрь Абдыкаимов: Приведу некоторые данных о текущих налоговых сборах в бюджет. Если после вступления Киргизстана в ЕАЭС - это сентябрь-декабрь 2015 года - уплата акцизного налога и НДС по импорту составляла в среднем 1,7 миллиарда сомов, то в январе 2016 года эта цифра сократилась до полутора, в феврале - до 1,2 миллиарда и, по предварительным оценкам, в марте она составит чуть более миллиарда.

    То есть в последние месяцы идет снижение налоговых поступлений в бюджет в среднем ежемесячно примерно на 200 миллионов сомов. Причина, правда, не только в слабом контроле над импортными потоками. Виноват в том числе и вызванный значительным снижением цен на нефтепродукты спад в экономиках стран-участниц союза, являющихся нашими основными торговыми партнерами.

    И еще одна причина: цена на импортируемые товары, которая у наших соседей после девальвации ощутимо ниже. Пока сохраняется значительная разница в цене на товары в КР и других странах-членах ЕАЭС, проблему неофициального импорта в республику будет трудно решить.

    Была ли возможность предусмотреть заранее сложившуюся ситуацию с завозом товаров?

    Октябрь Абдыкаимов: Сложный вопрос. Заранее спрогнозировать эту ситуацию было сложно, тем более учесть последствия экономического кризиса. Насколько мне известно, сегодня все страны союза принимают соответствующие меры по минимизации рисков. В любом случае, какие бы меры ни были выработаны, они должны быть обязательными для выполнения всеми партнерами по евразийской интеграции.

    Мы, со своей стороны, как известно, ввели регистрационные талоны, которые являлись подтверждением того, что тот или иной груз пересек границу. Другое дело, что этот инструмент оказался недостаточно эффективным.

    Какие предложения, озвученные представителями бизнес-сообществ республики, кажутся вам наиболее приемлемыми?

    Октябрь Абдыкаимов: Если честно, до настоящего времени я пока ничего конкретного от предпринимателей не слышал. Правда, у них время еще есть. Были интересные предложения от наших профессиональных организаций, в частности от Палаты налоговых консультантов. В этом вопросе позиция правительства остается прежней, то есть будем искать и предлагать, пока не выработаем действенный инструмент по учету импорта товаров. Пока же будет действовать прежняя система - регистрационные талоны. Со своей стороны мы активизируем контрольные мероприятия, в особенности рейды, мониторинг деятельности субъектов, осуществляющих импортные операции и другие меры.

    Отмечу, что налоговая служба совместно с министерством экономики КР инициировала внесение изменений в налоговое и административное законодательство в сторону ужесточения ответственности за перемещение товаров через границу без соблюдения установленных требований. Проект документа уже прошел все стадии согласования и внесен на рассмотрение парламента. Главное в нем то, что даже если предприниматель укажет необоснованно низкую цену товара, налоговый расчет будет производиться исходя из установленного уровня цены на данный товар, который будет определять правительство страны. 

    Поделиться