Машина, из которой хоть каждый день можно пить сладкий и вкусный напиток, который к тому же и стоит недорого... Не мечта ли гурмана? В России такой автомобиль описал только знаменитый детский писатель Николай Носов в "Незнайке". Во многих же странах Европы мобильные кофейни давно привычный атрибут мегаполисов. Кофе-машины в Старом Свете устанавливают даже на велосипеды. Теперь такой бизнес приходит и на улицы Москвы.
- Очень перспективный вид бизнеса именно для крупных городов, - считает руководитель комитета по вопросам развития оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг Московской торгово-промышленной палаты Михаил Мандалян. - Темп жизни в них очень высок, поэтому часто времени даже на обед не хватает. А вот взять с собой кофе и выпить на бегу - вполне реально. Другое дело, что автокофейни, как и вся мобильная торговля, должны работать по единым правилам.
Именно этим вопросом сейчас занимается правительство Москвы совместно с минпромторгом, рассказал глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. Разработчики стандартов должны четко прописать: на каких автомобилях могут работать продавцы, с каким оборудованием, поодиночке или вместе, где именно.
- Одно дело, если они стоят в центре чистой площади, и совсем другое - на обочине МКАД, куда в стаканчики с бензиновыми выхлопами полетят камни и соли тяжелых металлов, - говорит Немерюк.
Правительство Москвы готово поддержать такой вид бизнеса и определить его нишу законодательно. Другое дело, что требования к нему должны разрабатываться с учетом мнений представителей самого бизнеса. А вот с этим как раз проблема. По словам Немерюка, в столице работают около 50 автокофеен, но их владельцы не могут договориться между собой о формате: кто-то хочет продавать кофе из иномарок, кто-то - из "Жигулей", возникают разногласия и по другим вопросам.
Пока же власти разрешили автокофейням работать в городских парках - по согласованию с их администрациями. Это даст какие-то гарантии качества: в парк пустят только тех, у кого есть все необходимые сертификаты качества - на молоко, кофе и какао. У предпринимателей - свой интерес: оформишь все документы - получишь огромную клиентуру. "К нам автокофейни приезжают в основном во время массовых мероприятий, - сообщила "РГ" официальный представитель Парка Горького Марта Сахарова. - В обычные дни работает привычная стационарная торговля".
Корреспонденты "РГ" обнаружили автокофейню около делового центра "Москва-Сити": здесь как раз проходила масштабная строительная выставка. У входа в павильоны стоял небольшой автофургон, за дверцами установлена кофе-машина. Цены радовали - в стационарных кофейнях даже небольшая чашечка эспрессо стоит рублей 200, а здесь - 80. Большая кружка капучино - 100, тоже "демократично".
- А для вас сегодня кофе бесплатно, - неожиданно сообщил молодой бариста Олег Березняк. - Меня пригласили устроители этой выставки. Так что весь ассортимент - "за счет заведения"! У нас с организаторами мероприятия договор, так что свои деньги мы в любом случае получим.
Кофе оказался вкусным, сразу стало видно - не из капсул, зерновой. И правда - прямо в фургоне стояла кофемолка: зерна измельчались прямо при покупателе. Сахар, различные виды сиропов - все на виду.
- Может, вам и санитарную книжку показать? - улыбается Олег. - Пожалуйста. Вот сертификаты качества на кофе и молоко. Так что никаких проблем с контролирующими органами быть не может.
Пришлось разочаровать его, ибо дело обстоит не совсем так. Как рассказал "РГ" Алексей Немерюк, торговать и даже раздавать кофе за пределами парков предпринимателям запрещено, приравнивается к несанкционированной торговле. Правда, продавцов кофе это не смущает. "Бизнес очень неплохой, - убеждал нас собеседник. - За день машина может с помощью бариста приготовить до тысячи чашек кофе".
Давайте попробуем подсчитать хотя бы приблизительные доходы. Возьмем по минимуму - 500 стаканов кофе за день по 80 рублей - минимальный доход составит 40 тысяч. Если активно работать хотя бы 10 дней в месяц (в парках все-таки многолюдно в основном лишь по выходным и праздникам), то можно заработать "грязными" 400 тысяч. На 5 тысяч чашек кофе, по наблюдениям опытных бариста, потребуется примерно 50 кг зерен - на их покупку надо потратить порядка 40 тысяч рублей. Молоко, стаканчики, одноразовые мешалки, сахар - еще тысяч 10. 30 тысяч стоит аренда автомобиля с оборудованием, плюс бензин и страховка - вычитаем еще "десятку". Итого - более 300 тысяч рублей в месяц, не считая аренды места, на котором стоит машина: ее стоимость зависит от места расположения. Но все равно заработок даже для Москвы получается и правда неплохой. Единственная оговорка: машину с кофе в городской зоне отдыха просто так разместить не получится. Например, в этом году Парк Горького проводит открытые аукционы на размещение всех торговых объектов, в том числе и автокофеен. Договоры будут заключаться только с победителями торгов.