Об этом рассказала в четверг глава ЦБ Эльвира Набиуллина на съезде Ассоциации российских банков (АРБ).
По ее словам, рецессия в экономике еще не подошла к концу, хотя худшие опасения по развитию ситуации не оправдались. "На финансовых рынках сейчас ситуация значительно стабильнее, чем в 2014-2015 годах. Помимо глобальных факторов, этому способствовали политика плавающего курса и подстройка платежного баланса под низкие нефтяные цены", - сказала Эльвира Набиуллина.
Министр финансов Антон Силуанов позже добавил, что шоков, сравнимых с недавними, российская экономика не испытывала последние десять лет, отметив, что Банку России и правительству все же удалось снизить инфляцию и процентные ставки в экономике.
По данным Росстата, в марте 2015-го годовая инфляция приближалась к отметке 17 процентов. В целом за прошлый год цены в стране в среднем поднялись на 12,9 процента. В марте 2016-го годовая инфляция снизилась уже до 7,3 процента, то есть более чем в два раза. По словам Эльвиры Набиуллиной, такая ситуация означает, что о стагфляции, означающей одновременное падение производства и ускоренный рост цен, сейчас говорить неуместно.
Однако гарантий дальнейшего поступательного снижения инфляции в этом году в ЦБ не дают. "В последнее время в замедлении инфляции значительна роль разовых благоприятных факторов, таких как снижение мировых продовольственных цен, хороший урожай овощей, картофеля, а также укрепление рубля", - отметила Эльвира Набиуллина. Кроме того, на инфляционные риски сильно влияет не до конца адаптировавшаяся к снижению цен на нефть бюджетная политика. Следовательно, о снижении ключевой ставки, по которой ЦБ одалживает деньги банкам, а те - населению, придется говорить только при устойчивом падении инфляции. Банк России сохраняет ключевую ставку на уровне 11 процентов еще с августа 2015 года. Ранее глава АРБ Гарегин Тосунян называл ее уровень выше девяти процентов "губительным для бизнеса".
При этом от своих планов по снижении инфляции до четырех процентов к концу 2017 года ЦБ не отказывается. "Оно не только абсолютно реально, но и просто необходимо. Помимо социального эффекта, а инфляция это прежде всего "налог на бедных", низкая инфляция на уровне 4 процентов позволит снизить инвестиционные риски для бизнеса, способствовать большей устойчивости валютного курса, снижению рисков и премий за риск", - считает Эльвира Набиуллина.
Не исключено, что снижение рисков в скором времени также ожидает банки и их клиентов. Глава ЦБ анонсировала создание службы анализа банковских рисков внутри мегарегулятора для предупреждения и раннего выявления проблемных банков. Также ЦБ намеревается приступить к раскрытию информации о запрете на осуществление отдельных операций для банков, которую их клиенты зачастую получают либо из слухов, либо из утечек в СМИ. Впрочем, ответных шагов по раскрытию данных о ситуации внутри банков потребителям финансовых услуг в ЦБ ожидают и от самих кредитных организаций.
Эльвира Набиуллина также не исключила, что в будущем объем отзыва лицензий у банков снизится, а система страхования депозитов может расшириться с физлиц и индивидуальных предпринимателей еще и на некоторых юридических лиц. По мнению Антона Силуанова, минимизировать число отзывов лицензий поможет в том числе система bail-in ("стрижка" депозитов). О ней как об одном из вариантов работы с банками, оказавшимися в предбанкротном положении, в минфине заговорили в начале года. По системе bail-in крупные вкладчики с депозитами свыше 100 миллионов рублей смогут стать акционерами своего банка, приняв участие в его финансовом оздоровлении.
Кроме того, для привлечения "длинных" денег в банки и повышения сохранности накоплений Минфин и ЦБ изучают возможность создания нового инструмента для размещения пенсионных средств. "Мы рассматриваем привлечение ресурсов граждан не только в негосударственные пенсионные фонды, но и на специальные пенсионные счета в банках", - рассказал Антон Силуанов.